Какое место фейки и деструкция занимают в современной политике

ОгонёкОбщество

«Отход от табу совершается в шесть шагов»

Какое место фейки и деструкция занимают в современной политике

Беседовала Светлана Сухова

Мир дробится, распадается, но, как ни странно, именно это делает его управляемым. Фото Ingram Publishing / Diomedia

Нынешний беспорядок в мире уже давно стал притчей во языцех: одни по простоте душевной ищут во всеобщей неустроенности конкретных виноватых и пытаются объяснить ее взятой на вооружение известными кругами теорией хаоса; другие исследуют глубинные процессы, запущенные распадом биполярной структуры, делая многозначительные выводы о большой игре; третьи пытаются подстроиться под стремительно меняющиеся обстоятельства, рассчитывая на островки стабильности и в ожидании времен, когда пыль уляжется.

У каждого, словом, свой путь, но проблему смело можно признать глобальной: существующий миропорядок пребывает в глубоком кризисе. А один из ключевых докладов, представленных на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2019 года, и вовсе был посвящен распаду традиционных структур социума и преодолению неясности: кто и по какому проекту станет собирать будущее. Фактически признано, что цивилизация вступила в эпоху деструкции, исход которой сильно тревожит, поскольку неочевиден: доминанты нет и поиска решения нет — диалог заморожен, его подменяют информационные и гибридные войны, которые усугубляют разлад и деструкцию.

Как реагировать на эти угрозы, как ориентироваться в этой новой реальности? С этими вопросами «Огонек» обратился к ведущему специалисту России по изучению проблем информационного противодействия и борьбе с социальной деструкцией, вице-президенту Российской криминологической ассоциации, доктору философских наук, профессору Игорю Сундиеву.

— Игорь Юрьевич, у вас редкая специальность: специалист по борьбе с деструкцией. О чем вас чаще всего спрашивают?

— До сих пор самая злободневная тема — борьба с «цветными революциями»: что нужно делать, чтобы мирная демонстрация не превратилась в хаос, сметающий не только власти, но и привычный уклад жизни большинства населения без каких-либо реальных перемен к лучшему. Причем спрашивающих интересуют в основном практические наработки, а стратегией и тактикой, увы, интересуются мало. Приходится объяснять последовательность шагов: сначала идентифицируем, с каким видом деструктивного воздействия имеем дело, определяем, насколько оно опасно и каковы могут быть последствия, а дальше уже подбираем рецепт из длинного списка.

— Виды деструкций всегда одни и те же?

— Что вы! Они, как и все в современном мире, подвержены изменениям. Сегодня главная фишка — цифровизация: все чаще пытаются воздействовать через интернет, соцсети, с использованием суперсовременных гаджетов. Думаете, нарастание тотального цифрового контроля, который мы наблюдаем повсеместно, происходит само собой? Отнюдь, это естественная реакция на новый вызов. Цифровая экономика, цифровая медицина, цифровое образование — все это не только расширяет возможности обустроить современный быт, но и позволяет контролировать самые важные сферы жизнедеятельности человека. А там, где контроль, там и драка за него.

— Значит, чем технологически жизнь совершеннее, тем выше опасности воздействия на нее?

— Именно. И в этом один из ключевых современных парадоксов. Казалось бы, все новинки только на благо, но проблема в том, что любая тотальная унификация (в потреблении, поведении и т.д.) приводит к тому, что ослабевает иммунитет общества, а творческий потенциал социума снижается. Без этих «дрожжей» нет не только революций, но и новых прорывных идей, их заменяют имитации и борьба за ложные цели, абсорбирующие время и энергию людей. Все чем-то заняты, оглянуться некогда, все подчинено бешеному ритму. Есть такой джазовый термин «джем-сейшен» — в широком смысле беспрерывный поток надуманных организационных дел. В современном социуме — это явление рукотворное, профилактика деструкции.

— Можете пояснить чуть подробнее?

— Пожалуйста. Джем-сейшен приводит к тому, что человек, живущий в подобном ритме, просто физически оказывается неспособен к протестным акциям любого рода. Ему бы до постели добрести и в выходные отоспаться, не думая ни о чем. К такому же эффекту приводит и выросшая даже не в десятки, а в сотни раз лавина информации, которая льется на каждого из нас уже не только с экранов телевизоров, но и из вездесущих смартфонов. Подавляющее большинство методов воздействия на социум сегодня так или иначе сводится к тому, чтобы незаметно для человека навязать ему нужный угол зрения и информационную повестку. Чем-то это похоже на контекстную рекламу, которая атакует, стоит только поинтересоваться чем-либо в Сети. Думаю, в скором будущем нас ждет «контекстная политинформация»: система будет подбирать новости определенного содержания, соответствующие политическим предпочтениям пользователя. Если человек — патриот, ему расскажут о новом заводе, спуске на воду корабля и т.п., а завзятому либералу — о расслоении в обществе, о простое в экономике и т.п. И все эти новости будут правдой, но уже адресно подобранной. Потому что человек, получающий информацию, которая ему синтонна (созвучна.— «О»), начинает доверять ей и ее источнику максимально, становясь предельно управляемым. На это же, кстати, направлена и такая небезобидная технология, как вброс фейков и химер.

— Но власть сама только что приняла закон о фейках, который направлен против потока негатива из соцсетей.

— Все верно. Но что считать негативом? Разница тут примерно такая же, как между разведчиком и шпионом: первый, как известно, наш человек, второй — работает на иностранную державу. Все зависит от того, с какой позиции вы смотрите на проблему. Одно дело, когда информационную повестку формирует госструктура — тогда даже фейк будет называться «неподтвержденная информация». И совсем другое дело, когда речь идет о неконтролируемом контенте, родившемся в недрах соцсетей, тогда это однозначно фейк. Между тем чисто технологически производство фейковых новостей всего лишь один из способов достичь цели доминирования в информационном пространстве.

— А в чем цель самого доминирования?

— У каждого своя. Но есть и одна общая — удержание статус-кво, консервация стабильности. Какие-то меры принимают власти, чтобы держать ситуацию под контролем, не допуская никаких потрясений. Но что-то они вынуждены делать, сопротивляясь давлению извне. Наивно полагать, что такого нет. Держать все под контролем — голубая мечта любой власти и на Западе, и на Востоке. Разница только в методах, как она достигается. В Китае, например, ставка сделана на социальный рейтинг гражданина, когда за «неправильное поведение» могут отказать в кредите, в приеме на работу и т.д. А Запад стал ориентироваться на «цифровой контроль» за населением (в идеале — всей планеты), тем самым пытаясь максимально обезопасить свои социумы от преступности, терроризма и т.д.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Не продавай свою душу дешево»: чему учит стоицизм, по которому сходит с ума Кремниевая долина «Не продавай свою душу дешево»: чему учит стоицизм, по которому сходит с ума Кремниевая долина

Идеи античных философов стали невероятно популярными среди предпринимателей

Forbes
3 крупнейших скандала, связанных с несоблюдением кибергигиены 3 крупнейших скандала, связанных с несоблюдением кибергигиены

Интересные скандалы, связанных с нарушением правил пользования Интернетом

Популярная механика
Обман мнениями Обман мнениями

Сергей Евдокимов рассказал о том, почему фейк-ньюс часто оказываются правдой

Esquire
Титан, тишина и саморазрушение: на что способны современные шины Титан, тишина и саморазрушение: на что способны современные шины

Современные шины – не просто резиновая смесь на колесных дисках

Популярная механика
10 привычек людей, которые все успевают 10 привычек людей, которые все успевают

Суматошный мир заставляет нас постоянно увеличивать скорость

Psychologies
Кровь, сперма, молоко и Жюльет Бинош верхом на дилдо. Как понимать фильм «Высшее общество»? Кровь, сперма, молоко и Жюльет Бинош верхом на дилдо. Как понимать фильм «Высшее общество»?

Почему фильм «Высшее общество» вызвал такое противоречивое впечатление

Esquire
Что нового в новой Vitara? Что нового в новой Vitara?

Обзор обновленной Vitara от Suzuki

4x4 Club
Вторник 14 мая Вторник 14 мая

Хроника одного дня, который мог бы стать самым обычным, если бы не трагедия

Esquire
С Божьей помощью: звезды, которые вымолили своих детей С Божьей помощью: звезды, которые вымолили своих детей

Для многих женщин один из главных страхов в жизни – невозможность иметь детей

Cosmopolitan
Спец расскажет… GearBest или AliExpress: в чем разница и что лучше? Спец расскажет… GearBest или AliExpress: в чем разница и что лучше?

В каком из китайских интернет-магазинов выгоднее и дешевле заказывать товары

CHIP
На общественных началах На общественных началах

Ким Кардашьян встала на защиту американских заключенных

Grazia
Тренч — инструкция по применению: 7 советов стилиста Тренч — инструкция по применению: 7 советов стилиста

Без тренча весной не жизнь, а сплошное мучение, не правда ли?

Cosmopolitan
Последний из великих мастеров. Каким нам запомнился Георгий Данелия Последний из великих мастеров. Каким нам запомнился Георгий Данелия

Георгий Данелия стал одним из самых успешных режиссеров советского кино

Forbes
Недоверчивая Россия: как изменился информационный ландшафт страны Недоверчивая Россия: как изменился информационный ландшафт страны

Российское общество живет на две информационные повестки: официальную и свою

Forbes
Что посмотреть в пятницу вечером: лучшие фильмы за всю историю Что посмотреть в пятницу вечером: лучшие фильмы за всю историю

Предлагаем изучить списки лучших фильмов по мнению культовых режиссеров

Популярная механика
Выброси из головы! Выброси из головы!

Головную боль хотя бы раз в жизни испытывали 98% людей

Лиза
4 интересные марки с Mercedes-Benz Fashion Week в Москве 4 интересные марки с Mercedes-Benz Fashion Week в Москве

Свежие имена и молодые таланты, которые запомнились нам больше всего

Vogue
Муж на час Муж на час

Николас Кейдж второй месяц добивается аннулирования четырехдневного брака

StarHit
Большой гид по лучшим винтажным магазинам мира Большой гид по лучшим винтажным магазинам мира

Где закупаются сестры Хадид, Виктория Бекхэм и Ким Кардашьян?

Vogue
Нежелезный Феликс Нежелезный Феликс

Каким был организатор убийства Григория Распутина

Дилетант
Неразделенная любовь Неразделенная любовь

Ильф и Петров призывали любить пешеходов. Вторит им и столичное правительство

АвтоМир
Творческий вечер Творческий вечер

Никаса Сафронова лично прилетел поздравить брат Джулии Робертс

StarHit
Звезды, которые не худеют к лету Звезды, которые не худеют к лету

Эти звезды ни капли не переживают по поводу цифр на весах

Лиза
Теперь без России: какую экономику получит новый президент Украины Теперь без России: какую экономику получит новый президент Украины

В следующий президентский срок Украину будут ожидать серьезные вызовы

Forbes
За одни и те же деньги За одни и те же деньги

Jeep Wrangler и УАЗ «Хантер» в дуэльных заездах

4x4 Club
Антон Севидов: Антон Севидов:

Солист Teslaboy о том, что хотел бы изменить в российской индустрии музыки

Cosmopolitan
Как миллениалы разрушают индустрию личных финансов Как миллениалы разрушают индустрию личных финансов

На Западе миллениалы уже вовсю диктуют рынку личных финансов свои условия

Forbes
Как стать миллиардером, отменяя встречи? История Zoom — самого горячего IPO в IT Как стать миллиардером, отменяя встречи? История Zoom — самого горячего IPO в IT

Первый, еще школьный, бизнес-опыт Эрика Юаня закончился поджогом соседского дома

Forbes
Худшее позади: что делать инвестору в условиях ускорения экономики Худшее позади: что делать инвестору в условиях ускорения экономики

Риски мировой рецессии, похоже, отступают

Forbes
Вместе весело Вместе весело

За каждым талантливым сатириком и комендантом стоит женщина с чувством юмора

Лиза
Открыть в приложении