26 лучших фильмов по комиксам без участия Marvel и DC: от «Олдбоя» до «Хеллбоя»
Если Мстители и Бэтмен с Суперменом уже достали.
Фильмы по комиксам Marvel и DC заполонили кинорынок. И мы говорим не только об одноименных кинематографических вселенных, в совокупности выпускающих по шесть блокбастеров в год, но и об огромном количестве их персонажей, перекочевавших в другие студии.
Сложно даже представить, как глубоко в кинокультуре проросли корни двух великих комикс-издательств. «Мстители», «Лига справедливости», «Люди Икс» или Спайдерверс от Sony — это лишь верхушка айсберга. Куда страшнее узнавать, что в разные подразделения DC и Marvel также входят персонажи десятков других лент, заметно различающихся по жанру и целевой аудитории: «„V“ значит Вендетта», «Хранители», «Пипец», «Люди в черном», «Проклятый путь», «Константин» и «Kingsman» — список можно продолжать очень долго.
К счастью, другие издательства (в первую очередь — Dark Horse Comics и Image Comics) порой наносят гигантам ответные удары, и по их произведениям тоже ставятся большие проекты — как, например, вышедший в прокат на прошлой неделе «Хеллбой» Нила Маршалла. 26 таких фильмов мы опишем в этой статье.
Отметим, что не включали в список картины о супергероях, не основанные на комиксах: «Неуязвимый», «Сплит», «Стекло», «Супер», «Защитнег» и другие, а также анимационные ленты (простите, «Персиполис» и «Тинтин»).
1«Черепашки-ниндзя». Оригинальная трилогия (1990, 1991, 1993)
Издательство: Mirage Studios
Четыре антропоморфные черепахи в повязках, созданные друзьями-художниками Кевином Истменом и Питером Лэрдом в качестве пародии на известные комиксы вроде «Сорвиголовы» и «Новых мутантов», стали одним из главных символов 90-х. Изображения этих «не жалких букашек» были везде — от школьных рюкзаков до офисных кружек, а по мотивам их приключений сняли пять мультсериалов, один live-action сериал, два полнометражных мультфильма и пять художественных картин.
Самой удачной из них считается первая, 1990 года, благодаря простому, но крепкому сценарию и отличным костюмам собравшая в прокате более 200 млн долларов и ставшая на тот момент самым успешным независимым фильмом в истории. Два продолжения — о зеленом мутагене, превратившем врага черепашек Шредера в Супер-Шредера, и о приключениях рептилий в самурайской Японии — оказались вымученными и проходными.
2«Дик Трейси» (1990)
Издательство: Chicago Tribune New York News Syndicate
Пародийный гангстерский боевик Уоррена Битти о детективе без страха и упрека, расправляющемся с городской преступностью, не снимая шляпы и плаща. Фильм балансирует на грани серьезности и карикатуры, ухитряясь одновременно передавать ностальгическую атмосферу времен сухого закона и гротескно высмеивать сложившиеся киноштампы.
На мелочи тут не разменивались. Если уж главный гангстер — так в исполнении Аль Пачино, с именем Биг Бой Каприс и подбородком, напоминающим гигантский арахис. Если певичка в кабаре — так сама Мадонна. Если город 30-х — то всегда вечерний и с Луной в пол-экрана. Если пластический грим — то такой, что даже Дастина Хоффмана родная мама не узнает.
Эксперимент оказался настолько удачным, что получил признание Киноакадемии, выиграв сразу три «Оскара» — за грим, декорации и лучшую песню (и уступил по числу побед в том году только «Танцующему с волками»).
3«Семейка Аддамс» (1991)
Издательство: The New Yorker
Сами комиксы Чарльза Аддамса, публиковавшиеся в «Нью-Йоркере», были короткими зарисовками-анекдотами из жизни жутковатой семьи, где каждый член отсылал к определенному типу нечисти: готической вампирессе, Носферату, Франкенштейну, жуткому ребенку и так далее.
В 60-х по их мотивам создали популярный сериал с запоминающимися щелчками пальцев в начальных титрах, а в 90-е сняли целую трилогию полных метров. Здесь Аддамсы — уже почти супергерои, чьими главными сверхспособностями оказываются не сила Кларка Кента и деньги Брюса Уэйна, а любовь к семье и наплевательство на общественное мнение.
В целом «Семейка» — это гимн свободному мышлению. Аддамсы придерживаются только своего, весьма специфичного и макабрического, но при этом достойного набора ценностей, какими бы фриками их ни считали окружающие.
В первых двух фильмах стоит отметить актерские работы Рауля Хулиа, Анжелики Хьюстон и маленькой Кристины Риччи в леденящей кровь роли девочки Венсдей. В третьем, вышедшем сразу на видео, органично смотрится только Тим Карри.
4«Ракетчик» (1991)
Издательства: Pacific Comics, Eclipse Comics, Comico Comics, Dark Horse Comics, IDW Publishing
Сказка из наполненных шпионской истерией предвоенных 1930-х, в которой летчику-испытателю Эдди Валентайну случайно достается реактивный ранец с завода изобретателя Говарда Хьюза, и теперь он должен защитить инновационное оружие и свою любовь от фашистских агентов.
Одно из главных достоинств фильма — впечатляющий для своего времени дизайн костюма Ракетчика, нечто среднее между Гайвером, Индианой Джонсом и Железным человеком.
5«Ворон» (1994)
Издательства: Caliber Press, Kitchen Sink Press, Image Comics, IDW Publishing
Простая история о восставшем из мертвых рок-музыканте, который мстит бандитам, изнасиловавшим и убившим его девушку, стала культовой благодаря готической атмосфере и печальному взгляду сына Брюса Ли Брэндона.
Внешний вид Ворона, по всей видимости, был одним из источников вдохновения для образа Джокера Хита Леджера, и это не единственное совпадение в фильмах. Трагичности картине, как и в случае с «Темным рыцарем», добавила внезапная смерть ключевого актера — Брэндон погиб прямо на съемках, застреленный из револьвера застрявшей в стволе заглушкой.
Три сиквела и сериал с Марком Дакаскасом выходили в более спокойной обстановке, но признания не снискали.
6«Маска» (1994)
Издательство: Dark Horse Comics
Популярная серия комиксов о неудачливом адвокате Стэнли Ипкиссе, который нашел маску Локи, дающую своему носителю сверхспособности, как ни странно, была мизантропичным и жестоким хоррором. Именно в этом жанре планировали снять и первую экранизацию.
Однако чтобы расширить аудиторию, сюжет пришлось значительно смягчить, переработав в экстравагантную комедию с пока еще малоизвестным Джимом Керри («Эйс Вентура» стал хитом, когда съемки «Маски» уже шли полным ходом) и совсем не имевшей актерского опыта моделью Камерон Диас.
Успех превзошел все мыслимые ожидания: эксцентричный Маска стал Дэдпулом своей эпохи, раздвинувшим границы понимания супергероев, а Cuban Pete — одним из лучших танцевальных номеров в истории кинематографа.
Сиквел «Сын Маски» можно смело игнорировать, а вот мультсериал обязателен к просмотру.
7«Судья Дредд» (1995)
Издательства: IPC Media, Rebellion Developments
Постапокалиптическая фантазия о задыхающихся от преступности мегаломанских городах, где все ветви власти сосредоточены в руках вооруженных «судей», выносящих и исполняющих приговоры (чаще всего — смертные) на месте. Карикатурная форма блюстителей закона, сочащийся изо всех щелей тестостерон и свирепое переигрывание Сильвестра Сталлоне сейчас, конечно, больше смешат, но и определенное ностальгическое удовольствие доставляют.
А сцена с перезарядкой футуристичного пистолета Слая впечатляет и по сей день: едва ли не все мальчишки 90-х мечтали о пушке, где тип заряда можно было бы задать голосом.