Остров безопасности
На Сахалине обнаружена настоящая аномалия — место, где тысячи наших соотечественников пристегиваются в машинах, соблюдают скоростной режим и вообще следуют всем возможным правилам безопасности, даже когда никто не следит. К культурному феномену пригляделся «Огонек»
На холме сереют руины японского памятника, у пирса завода по сжижению природного газа заправляется газовоз. А между ними, в долине реки Мерея, восемь мужчин в белых защитных костюмах ликвидируют условный разлив нефти. Поперек реки тянут боновые заграждения. Забивают кувалдой колья. Хотя разлива тут ни разу еще не было, такие учения проводят каждый квартал. На отгороженной лентой площадке тарахтит насос для сбора нефтепродуктов.
— Туда я смогу вас пустить, только если наденете средства защиты и пройдете инструктаж,— строго говорит старший мобильной группы Александр Жданов.
Разлив, может, и условный, а инструкции по безопасности все работающие с компанией «Сахалин Энерджи» соблюдают дотошно.
Разговор всерьез
— Единственный способ заставить людей относиться к безопасности серьезно — это чтобы правила были одинаковыми всегда и для всех. Нельзя, чтобы все на объекте были в спецодежде, а какой-нибудь начальник — в костюме. Тогда у людей включается логика: если одному можно игнорировать правила, то можно и всем,— говорит замдиректора по производству «Сахалин Энерджи» Александр Сингуров.
Александр Александрович уверен, что никакой особенной русской безалаберности не существует в природе. И что если правильно все организовать, то наши соотечественники будут не менее ответственными, чем какие-нибудь немцы или японцы. Тезис много раз проверен на практике, ведь в «Сахалин Энерджи» бок о бок работают представители разных стран.
Сегодня в этой нефтегазовой компании зимний день безопасности. А значит, все работники завода СПГ на юге острова к 9 утра собираются в заводской столовой об этой самой безопасности говорить.
— Показатель производственного травматизма является ключевым для нас. Именно он демонстрирует, насколько безопасно наше рабочее место, потому что речь идет о нашей жизни и о здоровье. И сегодня мы можем с гордостью отметить 641 день без травм,— поздравляют сотрудников со сцены.
На заводе более 300 человек в штате плюс еще десятки людей в фирмах-подрядчиках. И ни у одного из этих людей за почти два года не случилось происшествий, приведших к потере рабочего времени.
В остальном произносятся как будто самые банальные вещи. Что зимние опасности — это холод, плохая видимость и гололедица, что надо помечать вешками занесенные снегом предметы, чтобы никто не споткнулся. Но люди в оранжевых комбинезонах на удивление внимательно все это слушают.
Внимание к безопасности в «Сахалин Энерджи» кажется неподготовленному зрителю чрезмерным. Правила и инструкции буквально мозолят глаза. При каждом входе на лестницу, к примеру, висит инструкция, как правильно пользоваться лестницей. В любой уборной — подробное руководство по качественному мытью рук — на двух языках и с картинками. Даже на ленте бейджа, который выдают при входе на объект, перечислены десять жизненно важных правил безопасности: пристегиваться за рулем, не появляться на работе в состоянии алкогольного опьянения, не работать без страховки на высоте выше 1,8 метра и т.п.
Кажется, все это чересчур, но потом замечаешь, что все сотрудники компании всегда инстинктивно держатся за перила. И автоматически пристегиваются, садясь в машину. А уж когда обнаруживаешь, что водители компании строго следуют скоростному режиму, не прибавляя сверху обычные 20 км в час, все это производит впечатление настоящего чуда. Выходит, агитация работает!
После вводной части в столовой работники завода расходятся обсуждать зимние опасности по отделам.
— Нужно, чтобы каждый спросил себя, что сделал для безопасности именно он,— обращается к коллегам начальник отдела эксплуатации Дмитрий Пантелеев.— Я, например, зимой всегда вожу провода для заводки автомобиля и водонепроницаемый костюм и меняю масло перед началом холодов.
— Для меня день безопасности — это возможность проявить дополнительную заботу о коллегах,— вступает Игорь Малинов, специалист по охране труда, окружающей среды и технике безопасности.— Каждый из нас должен посмотреть свое рабочее место, понять, где скрывается опасность, принять меры самостоятельно или обратиться к начальнику. Вот пример — лужа у КПП, прошлой зимой она замерзла, девушка спешила на работу, поскользнулась и упала.
Дмитрий Пантелеев тут же напоминает про противоскользящие накладки на обувь. Кто-то из рабочих говорит о смене дорожного покрытия, чтобы ликвидировать лужи на корню. Потом коллеги обсуждают, когда менять летнюю резину на зимнюю. Дискутируют об эффективности прививок от гриппа. Затем переходят к занесенным снегом и потому невидимым препятствиям на заводской территории. Для Сахалина тема актуальная, потому что тут в считаные часы наметает сугробы с человеческий рост.