Обрушители отечества
Реальные преступления и символические наказания в сфере охраны культурного наследия в России — повсеместная практика. Что мешает остановить вандализм?
В небольшом городе Арске (Республика Татарстан) с середины ноября 2019 года разворачивается сюжет околокультурного детектива «Покушение на ратушу». Объект культурного наследия охраняют при этом от его же частного собственника, а защитником выступает государство.
Арский детектив
Если кого-то удивляет наличие в неведомом широкой публике Арске ратуши, то поясню сразу: городское самоуправление на европейский лад начал внедрять в России еще Петр I, посему в российских райцентрах и поныне можно встретить его исторические ископаемые: здания магистратов, как в Торжке или Арзамасе. Или городскую ратушу, как в Арске.
Здание Арской ратуши, в котором в на‑ чале ХХ века заседала городская дума, а в 1917‑м была провозглашена советская власть в городке, построено в 1853 году. Еще в 2002‑м оно признано выявленным объектом культурного наследия, то есть охраняемым государством памятником архитектуры.
А в наши дни городская ратуша стала частной собственностью. По данным татарстанского комитета по охране памятников, она принадлежит гражданке Фардие Вагизовне Закировой, живущей в Арске. Республиканские СМИ утверждают, что она — дочь крупного бизнесмена Вагиза Мингазова, которого в Татарстане называли «молочным королем».
И вот две недели назад местный краевед и историк Артур Тумаков заметил, что с Арской ратушей происходит что-то неладное. Каменные стены и кровля мезонина оказались разобраны; от мезонина уцелело одно деревянное окно, чудом державшееся на обломке стены. Часть здания была заменена «новоделом» из современного кирпича. По территории памятника архитектуры разъезжала строи‑ тельная техника.
Краевед пожаловался в орган охраны культурного наследия, и в Арск дважды выезжали специалисты республиканского Госкомитета по охране культурного наследия. Они зафиксировали разборку части памятника архитектуры и проведение на нем строительных работ без проекта и согласований, что абсолютно незаконно.
Собственница Арской ратуши при встрече с сотрудниками госоргана уверяла, что в здании всего лишь чинят крышу, а потом завела знакомую всем работникам органов охраны памятников песнь о том, что она-де не знала об охранном статусе здания. Но нашлось письменное подтверждение обратного: охранный комитет сообщает, что еще в октябре 2019 года письмом исполкома Арского муниципального района «собственник был проинформирован о статусе здания и возможности проведения каких-либо работ в его отношении исключительно при соблюдении норм действующего законодательства об охране объектов культурного наследия».
В итоге Госкомитет Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия потребовал остановить все несанкционированные работы на памятнике архитектуры, выдал хозяйке ратуши предписание провести срочную (до 2 декабря) консервацию разоренного исторического здания. Более того, по факту незаконных работ на объекте возбуждено уголовное дело. Ведь статья 243 Уголовного кодекса России предусматривает наказание, вплоть до лишения свободы, не только за уничтожение, но и за повреждение объектов культурного наследия.
Вся эта арская история, безусловно, печальна, но, по крайней мере, она оставляет надежду на благополучный исход: памятник архитектуры разрушен не полностью, госорган охраны наследия сравнительно быстро отреагировал на тревожный сигнал краеведа-общественника и вмешался в дело, а правоохранительные органы возбудили уголовное дело. Так что другие собственники памятников в Татарстане, надо думать, после такого будут остерегаться их самовольно разрушать или перестраивать.
С пятой попытки
К сожалению, подобная реакция государства на покушение на свое историческое наследие — скорее, исключение, нежели правило. Вот лишь беглый перечень свежих примеров, которые приводят к этому печальному выводу.