Не анализируй это!
В этот декабрь мы не можем пожелать друг другу «счастливого нового года», потому что большинство россиян уверено: дальше будет только хуже. Как вынести такое отрезвление накануне праздников, разбирался «Огонек»
Так бывает, когда подбрасывают монету: некоторые вещи сразу видятся ясно: и что монета вот-вот окажется в воздухе, и что дело закончится падением. Но какая сторона конкретно выпадет, орел или решка, уже загадка, область случайности, не поддающаяся анализу.
Вот и рассуждая о российском обществе, социологи на самом деле не знают самого интересного: что нам выпадет, но ясно констатируют, что «подброс» уже случился и новая стабилизация обещает застигнуть граждан в одном из вероятных (но точно непредсказуемых) состояний.
Что, собственно, произошло? В конце прошлого года «Огонек» заметил (см. № 51 от 2017 года), что основной социальный запрос о ту пору выражался в очень простой фразе: «Давайте просто поживем». После нескольких лет борьбы со всем миром за право называть себя особой цивилизацией людям захотелось самого обычного — эффективной власти, роста благосостояния и просто «хорошей погоды в доме», которая, как нам пели еще с 90-х, важнее всего. Основные надежды возлагались не столько на политиков, сколько на чиновников, которые должны были, наконец, прибраться на вверенной им территории: закончить реформу здравоохранения чем-то воодушевляющим, увеличить темпы ввода доступного жилья, решить проблему с ростом зарплат, колдуя как угодно над ВВП… Говоря объективно, что-то даже удалось. Скажем, согласно Мониторингу социально-экономического положения и самочувствия населения РАНХиГС, в январе — сентябре текущего года уровень бедности в России составил 13,3 процента, что ниже, чем во все предыдущие кризисные годы (2015– 2017), хотя и выше тучных докризисных лет (2012–2014). Люди даже начали откладывать деньги: доля доходов, потраченных на оплату товаров и услуг в январе — октябре 2018 года кажется крайне высокой (78,4 процента), а доля доходов, пошедших на сбережения,— крайне низкой (4,4 процента), но соотношение этих показателей сегодня лучше, чем во все предыдущие кризисные годы. А по оценкам Росстата, у нас в минувшем октябре вообще случилось чудо — реальные доходы населения выросли по сравнению с прошлогодним октябрем на 4 процента! То есть жизнь-то налаживается, если листать статистические ежегодники. Но вот если опрашивать население, получается ровно обратное.
— Макроэкономические показатели у нас отличные: инвесторы не нарадуются на Россию, опасаясь только новых санкций,— рассуждает Валерий Федоров, гендиректор ВЦИОМа.— Но россияне мало инвестируют, а поэтому хорошей макроэкономики не замечают. Более того, в этом году произошло фундаментальное событие, которое уже отразилось и еще отразится буквально на всех результатах соцопросов — от оценки деятельности губернаторов до оценки качества продуктов питания. Люди надели «черные очки». Я даже могу сказать, когда конкретно это произошло — 14 июня, вместе с объявленной правительством пенсионной реформой. Если до этого в течение нескольких лет россияне ждали от будущего улучшений, то теперь все наоборот. В 2016 году мы верили, что в 2017-м будет лучше, в 2017-м надеялись на 2018-й, а в 2018-м боимся 2019-го. Большинство оценило реформу как шаг в неверном направлении, отдаляющий нас от идеала социального государства, а не приближающий к нему. А это неправильно, несправедливо и обидно.
К таким же открытиям, подтверждая их значимость, пришли все без исключения российские опросные компании и столкнулись с известной трудностью: как это интерпретировать? К чему это приведет? В XXI веке Россия, считай, не жила «на пессимистической волне», и журналисты уже привыкли рассуждать о загадочной русской душе, которая чувствует себя бодрой и окрыленной даже в годину бедствий. Никто не ожидал, что душа — явление переменчивое (похоже, даже правительство). В ситуации неопределенности отдельные социологи делают рискованные ставки, предсказывая тот или иной исход событий, а некоторые просто отказываются от анализа. ФОМ, например, уже взял за правило по умолчанию не комментировать собственные цифры, полученные в ходе соцопросов. «Не анализируй это» — вполне реальная в России стратегия экспертов, позволяющая избежать лобовых столкновений с внезапно помрачневшим общественным мнением.
Региональный фокус
Что что-то надломилось в России именно летом, хорошо видно по результатам опроса Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН (ФНИСЦ РАН). Еще в апреле этого года 45 процентов россиян были уверены, что произошедшие перемены улучшили ситуацию в стране, и только 31 процент — что ухудшили. Уже в октябре соотношение опрокинулось: 27 процентов уверены, что все улучшилось, а 54 процента настаивают: стало хуже. Что существенно, это не маргинальное мнение пострадавших предпенсионеров. Традиционно более беспечная молодежь теперь смотрит на жизнь так же сурово, как и остальные когорты населения. Помимо всего прочего на 7 процентов выросло число тех, кто оценивает свое состояние как «тревожное» (теперь беспокойных почти треть населения).