«Мы рассказываем истории»
В музеях Московского Кремля 17 апреля откроется выставка «Династия Мин: Сияние учености». Какие сокровища китайского императорского двора приехали в Москву из Шанхайского музея и каковы перспективы отечественных музеев на Востоке в свете изменившихся отношений с Европой и США, «Огоньку» рассказала директор Кремлевских музеев Елена Гагарина
Почему для выставки выбрали именно период, связанный с правлением династии Мин? Чем она так важна для культуры Китая?
— Это одна из самых интересных правящих династий Китая, о которой нам достаточно много известно. От более древних, например, от почти мифической Ляо или династий Сун и Тан, которым подражали художники и ученые эпохи Мин, сохранилось не так много памятников. Возникновение династии Мин связано с освободительным движением в Китае — с XIV века он боролся с северными народами, монголами и маньчжурами, которые пытались завоевать эту экономически выгодную для них территорию. К тому же с точки зрения изобразительного искусства выбранный нами период отличается самыми разными произведениями.
Мы находимся в очень хороших отношениях с Шанхайским музеем, в котором уже делали две выставки: одна была связана с искусством Фаберже, а вторая — с парадным оружием русских царей и императоров. После успеха этих проектов Шанхайский музей предложил нам устроить выставку в Музеях Кремля и самим выбрать для нее экспонаты из его собрания, мы остановились на произведениях, которые относятся к династии Мин, то есть к середине XIV–XVII веков. Шанхайский музей сделал для нас исключение и позволил взять все то, что мы хотим, хотя запросов от других музеев из разных концов мира на эти памятники у них всегда много. Поэтому мы покажем в Москве совершенно уникальную коллекцию.
— Какие произведения Музеи Кремля старались отобрать для выставки? Какой Восток хотели показать российскому зрителю?
— Во-первых, это бронзы — музей славится их роскошным собранием. Китайские бронзы — это удивительные произведения искусства: каждый элемент бронзового сосуда символичен и отсылает к тысячелетним традициям. Затем изумительный китайский фарфор, которым любовались и ценили, его производство связано с именами выдающихся китайских художников и их открытиями в области техники и эстетики. Конечно, живопись и вышивки, хотя произведения на ткани не так часто встречаются в китайских музеях, потому что они не очень хорошо сохраняются. Но в данном случае это картины, которые вышивкой имитируют живопись тушью. Но, мне кажется, больше всего публике понравится керамическая церемониальная процессия из 66 фигур из одного захоронения императорской династии Мин. Она вывозилась за пределы Китая только однажды, в 1950-е годы. Кроме того, среди экспонатов будет небольшое количество золотых украшений для причесок и головных уборов, которые наши китайские коллеги также стараются не вывозить из страны.
— Есть ли в фондах Музеев Кремля экспонаты, связанные с династией Мин? Насколько полно представлено искусство Востока в фондах кремлевских музеев?