«Мне не нравятся разумные люди»
В российский прокат выходит фильм «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама. Об истории создания фильма, который шел к зрителю почти 30 лет, «Огонек» поговорил с режиссером
Когда в 2002 году режиссеры Кейт Фултон и Луи Пепе взялись снимать «Затерянных в Ла-Манче», посвященных съемкам картины Терри Гиллиама «Человек, который убил Дон Кихота», они не подозревали, что их документальный фильм станет не просто «беглым взглядом за кулисы», но сагой о взлетах и падениях огромного проекта, съемки которого длились много лет.
…Терри Гиллиам впервые задумал снимать повесть о Дон Кихоте в 1989 году. Приступить к работе он смог лишь 10 лет спустя, когда появились деньги на проект. Ему и в голову не могло прийти, что перед ним лежит длинный тернистый путь, который займет чуть ли не половину его жизни. А когда, наконец, фильм должны были показать на закрытии 71-го Каннского кинофестиваля в этом году, грянули новые неприятности. Перед каннской премьерой один из продюсеров картины — португалец Паулу Бранку — подал на Гиллиама в суд, попытавшись приостановить показ. До последнего момента организаторы Каннского кинофестиваля не были уверены, состоится ли премьера. Парижский суд объявил, что права на картину действительно принадлежат компании Бранку, но показ фильма не отменяется. На Гиллиама наложили высокий денежный штраф, ему грозят дальнейшие процессы. Но чувство юмора не изменило Гиллиаму, несмотря на все пережитые трудности. В заглавном титре картины зритель видит послание режиссера «После более чем 25-летней работы <...> или ее отсутствия <...> наконец в кино!».
Картина повествует о режиссере рекламных роликов по имени Тоби, который возвращается в Испанию с новым проектом. Съемки проходят недалеко от того места, где он, некогда молодой и энергичный выпускник киношколы, работал над своим первым фильмом. На Тоби нахлынули воспоминания. Здесь, в этой деревне, 10 лет назад он снимал свой дипломный фильм — о Дон Кихоте. И нашел там исполнителя главной роли — спятившего старого сапожника, уверовавшего, что он и есть настоящий Рыцарь Печального Образа. Старик принял Тоби за своего верного оруженосца Санчо и пригласил в опасное путешествие, где реальность не отличить от вымысла… Теперь режиссер решает отыскать деревушку и ее прежних жителей, не подозревая о том, как его эксперименты изменили жизнь многих людей.
…Сюжет фильма оказался столь же хаотичным, как и его производство. Однако поклонники Терри Гиллиама оценят новую картину, которая своей красочностью и хаосом слишком похожа на его знаменитые ленты «Бразилия» или «Теорема Зеро». В эпоху спецэффектов и стереоскопии таких фильмов больше не снимают. Картина Гиллиама — одно из немногих исключений — напомнит о прошлом, о потерянной невинности и о магии классического кинематографа.
— Режиссер, победивший ветряные мельницы, достоин называться Дон Кихотом! Что дало вам силы продержаться почти 30 лет и завершить проект?
— Вы правы, поэтому вначале я даже подумывал, чтобы в названии фильма присутствовало слово «борьба», но решил не провоцировать публику. Впрочем, у меня также много ответов на ваш вопрос. И возможно, ни один из них не окажется правдивым. Я закончил картину, потому что очень много разумных людей меня от съемок отговаривали. Каждый из них твердил одно и то же: «Забудь! Остановись! Подумай о своей карьере! Начни, наконец, зарабатывать деньги!» Мне не нравятся разумные люди. Я не люблю, когда мне говорят: «Это невозможно». Когда я это слышу, во мне появляется необычайное упорство, я просто продолжаю начатое дело, пока оно не получится! Не могу объяснить, почему я так настроен, а может быть, одержим. Думаю, если режиссер собирается снимать Дон Кихота, он должен им стать! А значит, относиться спокойно к взлетам и падениям.