Коалиция последней надежды
Германия без правительства уже почти полгода, но самое неприятное даже не это. Понемногу растет ощущение, что каждый новый проект коалиции выявляет все новые сбои в немецкой политической машине, которая казалась такой безупречной. «Огонек» пригляделся к тому, каким кризисом грозит проект коалиции с социал-демократами
Если кто за полгода подзабыл содержание предыдущих серий, то вот оно в двух словах. Выборы 24 сентября 2017-го выиграл Христианский союз (ХДС/ ХСС), а потому его лидер — Ангела Меркель — имеет по Конституции право создать правительство. Она по-прежнему популярна (по опросу телекомпании ZDF, в тройке самых популярных политиков). Но сформировать кабинет не может: на выборах Христианский союз набрал 33 процента. Слишком мало, чтобы создать правительство лишь из своих: в парламенте гарантированного большинства, необходимого для принятия законов, у ХДС/ХСС не будет. А такая ситуация, подчеркивает сама Меркель, «не обеспечит стабильности, которой хотят избиратели и партнеры по ЕС, НАТО».
Словом, идет поиск партнеров. Попытка договориться о коалиции с либералами и «зелеными» успехом не увенчалась: интересы трех партий оказались несовместимыми. «Левая партия» (социалисты) и «Альтернатива для Германии» (АдГ, правые популисты), также представленные в Бундестаге, для Меркель не являются партнерами в принципе.
Поэтому ей поневоле пришлось обращаться к социал-демократам (СДПГ), с которыми она уже дважды правила (в 2005– 2009 и 2013–2017 годах): увы, приятных воспоминаний от этого опыта ни у кого не осталось. Разработкой нынешнего «брачного договора» занимались в течение недели более 100 экспертов от обеих партий. 178 страниц содержат перечень намерений будущих партнеров. Тут все: климат, ЕС, цифровая экономика, беженцы, налоги, жилищное строительство, отношения с Россией (11 строчек) и т.д. Вдаваться в детали «коалиционного договора» сейчас нет смысла — это лишь планы, часть из которых уже фигурировала в «коалиционных соглашениях» 2013-го и даже 2005-го, но, однако, так выполнена и не была. На сей раз цена вопроса до того высока, что на последнем этапе, который длился больше 30 часов без перерывов, переговоры вели лидеры партий.
«Болезненно, но необходимо»
Но и не вдаваясь в детали, понимаешь: на сей раз Меркель пошла на фантастические уступки. Компьютерный анализ договора о создании правительства, проведенный экспертами Технологического института в Карлсруэ (KIT), показал: 70 процентов текста написаны социал-демократами и только в 30 процентах виден «почерк» ХДС/ХСС. Расклад такой: СДПГ получает шесть портфелей — МИД, Минфин, Минтруда, Минюст, Минэкологии, Минсемьи. Особо жесткой была борьба за Минфин и Минтруда (занимается социальными вопросами и имеет самый большой бюджет). ХДС получит Минэкономики, Минобороны, Минздрав, Минсельхоз, Минобр, а также пост главы администрации канцлера. ХСС достались МВД, Минтранс и Минразвития (работа с развивающимися странами).
Политический вердикт аналитиков единогласен: Меркель оказалась в заложниках СДПГ. Der Spiegel, самый популярный журнал ФРГ, решил это даже визуализировать, выйдя на прошлой неделе с четырьмя вариантами обложки — покупателю самому предлагалось решить в киоске, какую выбрать. Все четыре — карикатуры пера известного британского художника с непроизносимым индийским именем Nishant Choksi. Все четыре имеют один заголовок: «Цена власти».
На первой Ангела Меркель бежит с букетом роз и не видит, что приближается к обрыву. На второй она лежит прихлопнутая в мышеловке, где вместо кусочка сыра — корона. На третьей — забирается в постель к социал-демократам. На четвертой Меркель предстает голышом на переднем плане, а на заднем — социал-демократы, убегающие с ее вещами. Самым популярным стал четвертый вариант, но не потому, о чем вы подумали. «Если бы в этой картинке было хоть чтонибудь эротическое, мы бы ее не взяли. Нет, здесь чистая политика»,— расставила акценты замглавного редактора Сузанна Байер. И с ней не поспоришь.
Автор уловил суть проблемы, перед которой оказалась Германия. И дело не просто в ремейке сказки про голого короля: сюжет получил развитие. Социал-демократы «раздели» Меркель, но ничего самостоятельно делать не смогут. Она потеряла все, но уходить не хочет да и не может. Трижды канцлер прямо признает, что ее четвертый мандат зависит от социалдемократов, но говорит, что видит в этом проявление демократии. Правда, далеко не все ее сторонники с этим согласны.