Клиенты на вырост
Среда современных цифровых банковских услуг стала настолько комфортной, что ею легко пользуется человек любого возраста. А семейный банкинг, который предлагает продукты для всех членов семьи — от внука до бабушки,— не просто модный тренд, а реальность нашего времени.
Конечно, молодежь быстрее адаптируется к новым технологиям и сервисам. Исследователи утверждают: подростки опережают педагогов в знании технологических новинок и интересе к инновациям. Школьники 12– 17 лет активно используют современные гаджеты и технологии в повседневной жизни, и их уровень цифровой грамотности также превышает среднероссийский: 73 пункта для подростков от 14 до 17 лет и 77 пунктов для молодых людей от 18 до 24 лет (среднероссийские показатели примерно 52–53 пункта).
В условиях быстро развивающейся цифровой экономики никто уже не сомневается: финансовая грамотность — базовая основа благополучия россиян. Не случайно Центробанк и сами банки ведут постоянную работу по финансовому просвещению и повышению финансовой грамотности. Такие профильные занятия появились уже в некоторых российских школах. А для пожилых россиян есть курсы по финансовому просвещению. Финансовая грамотность способствует принятию верных решений, минимизирует риски и, что самое важное, способна повысить финансовую безопасность страны в целом. Недостаточное понимание того, как работают механизмы в мире личных финансов, делает человека уязвимым перед мошенниками, чрезмерными долгами и социальными проблемами. Следствием этого может быть даже неграмотное планирование выхода на пенсию.
Но банковский сектор не только готов учить нас, как не потеряться в мире денег, сбережений, конвертаций и переводов, но и с интересом прислушивается к своим клиентам. Среди которых — не удивляйтесь — есть даже дети! Ведь они — завтрашние клиенты. Их опыт работы с источниками информации и способ принятия решений отличается даже от привычек их родителей. Чего уж говорить о бабушках и дедушках, которые еще помнят бумажные сберкнижки для начисления пенсии. Понятно, что банки с интересом изучают мнение людей, которые будут формировать завтрашний спрос, и учитывают это при разработке продуктовой линейки и сервисов.
Детский совет директоров
Почта-банк провел первое в России заседание детского совета директоров. Шесть школьников на час заняли кресла топ-менеджеров. Возглавил детский совет президент — председатель правления Почта-банка Дмитрий Руденко. Школьники, ставшие банкирами на час,— победители всероссийского конкурса «Лучший урок письма» в номинации Почта-банка. Эссе, которое они писали, было на тему «Если бы я был президентом банка, какую услугу предложил бы в первую очередь». Сам конкурс, придуманный 17 лет назад, проводят Почта России, МГУ им. М.В. Ломоносова и Союз писателей России. За эти годы в конкурсе приняли участие уже 2,5 млн ребят. Почта-банк уже несколько лет поддерживает конкурс и в этом году предложил школьникам подумать, что бы они сделали на месте президента банка. «Впервые в нашей стране банк проводит такое уникальное мероприятие — детский совет директоров. Сама банковская тема — одна из самых сложных и самых интересных,— говорит создатель конкурса „Лучший урок письма“, руководитель направления спонсорских и социальных проектов Почты России Вадим Носов.— И ребята, на мой взгляд, отлично справились с заданием. А смелость участвовать в конкурсе и взяться за такую непростую тему заслуживает отдельной похвалы!»
Ребята — участники детского совета директоров — приняли участие в открытом обсуждении предложений и даже получили свое первое задание — кто быстрее подпишет и поставит свою именную печать на стопке служебных документов. По окончании заседания школьники отправились на небольшую экскурсию по банку и даже «заглянули» внутрь банкомата, чтобы узнать, как он устроен изнутри.
Выбор победителей был непростым, говорят организаторы конкурса. «Я читал все эссе, и мне это было чрезвычайно интересно,— сказал президент — председатель правления Почта-банка Дмитрий Руденко.— Порадовало, что в работах ребят много позитивных и глубоких идей. Для меня это еще и отличная возможность посмотреть, кто придет нам на смену: эти ребята будут у руля через 15–20 лет. Выбрать победителей было крайне сложно, потому что каждая работа необычна и интересна по-своему. Но главный критерий, которым мы руководствовались,— чтобы идея была максимально близка к внедрению. Некоторые предложения ребят мы уже реализуем в банке, некоторые — точно возьмем на заметку».
В итоге первое место получил Тимур Файзуллин из села Бураево Республики Башкортостан. Он предложил внедрить голосовое управление терминалами банка и подробно объяснил, почему это нужно и выгодно банку. Тимур также особо отметил в своем эссе, что внедрение инновационных технологий в банковской сфере должно идти и в городах, и в сельских поселениях.