Киевский торг
Даже за короткую командировку в Киев нельзя не почувствовать, как болезненно входит Украина в президентские выборы. Это политическое событие, как воронка, втягивает в себя все ее надежды и разочарования, весь послемайданный опыт. О выборах, и не только,— специальный корреспондент «Огонька»
Российский авиапассажир давно научился воспринимать Украину в одном пакете с Белоруссией. Через Минск ежедневно летят сотни и сотни россиян в Киев, Львов, Харьков, Одессу, Днепропетровск… И если спросить у ветеранов этих рейсов, чем запомнился транзитный Минск, то я бы, например, ответил: бдительностью. Жаль, Белоруссия не может ее экспортировать! Каждый паспорт пограничники на контроле долго рассматривают сквозь увеличительное стекло, что-то щупают в нем. На экране телевизора в единственном кафе вместо обычных в таких местах клипов или нарезки новостей идет опять же реклама пограничной службы Белоруссии, где, кажется, та же девушка смотрит в то же увеличительное стекло на тот же паспорт.
Не удивишься, когда на досмотре в твоем ручном багаже обнаруживают складные ножнички, которые ты лет пять возил по всему свету. Бдительность, одним словом.
На украинской границе, где уже стоят европейские аппараты для отпечатков пальцев, хлопцы и дивчата в защитного цвета комбинезонах не столько бдительны, сколько придирчивы к российским пассажирам: «Зачем прилетели?», «Покажите приглашение», «Покажите обратный билет». Они-то, кажется, уже готовы охранять Европу от русских, жаль, с европейской жизнью у них за спиной еще не все в порядке.
Предвыборная растаможка
Куда ни ткни на собравшейся в Европу Украине — все точки болевые, вот и граница тоже. Сядьте в любой автомобиль, и водитель первым делом расскажет вам грустную сагу о «евробляхах». Интерпретация может быть ровно противоположной в зависимости от того, какой номер прикручен к бамперу: украинский или европейский — «евробляха» — из какой-нибудь близкой восточноевропейской или прибалтийской страны. «Евробляхами» здесь называют колесящие по стране нерастаможенные автомобили. Так как весь этот хлам ценою в полторы-две тысячи долларов, видимо, ввезен через тот самый анекдотический «частный метр границы», никто в стране не знает даже приблизительное количество «евроблях»: миллион? полтора? два?
Эти автомобили и их беспечные владельцы, просто бросающие свою машину после аварии, даже не вынув ключа из зажигания, жутко раздражают всех на дороге. К тому же из-за них резко упал рынок легальных и прежде всего новых авто, а также возросла аварийность. За регистрацией машины в этом году обратились 159 тысяч украинских жителей, лишь у 40 процентов от этого числа были новые авто.
Коллизия, конечно, вышла и на политический уровень. Платить за растаможку многотысячному отряду владельцев «евроблях», понятно, не хочется. Стоить она им будет больше, чем машина. И «евробляхи» начали боевые действия! Собирали митинги, жгли покрышки. И нужно сказать, время они выбрали удачное — накануне выборов. Если у власти нет подарков избирателям, она должна их придумать. К тому же легко простить чужие долги, особенно когда должны не тебе, а государству. И вот уже Верховная рада к немалому раздражению законопослушных граждан принимает закон, по которому в льготный для «евроблях» период они могут быть растаможены за половину цены.
День, когда был принят этот закон, финансист Сергей Фурса предложил объявить на Украине днем жулика. «Крупные жулики всегда с пониманием относятся к мелким, поэтому депутаты так хорошо понимают ”евробляхеров“»,— написал Фурса в одном из журналов.
От популизма до попсы
Ничего не поделаешь — выборы. И, видимо, прощение автомобильной контрабанды еще не главный их сюрприз. Хотя, с другой стороны, очевидно: власть в Киеве не забетонирована, страну ждет конкурентное и достаточно открытое голосование.