Карантин по-украински
Украина (по крайней мере, по официальной статистике) не входит в число стран, сильно пострадавших от коронавируса. Однако власти приняли целую серию весьма серьезных мер, которые повлияли на жизнь граждан страны куда сильнее, чем сама болезнь
Мало кто из украинцев верит официальным цифрам медицинской статистики. И дело здесь даже не в свойственных нашему менталитету опасениях, что власти будут любой ценой скрывать реальное количество заболевших, чтобы избежать паники,— власти, похоже, и сами не знают, как много в действительности заболевших.
До недавнего времени единственная лаборатория, способная обнаружить коронавирус у пациентов, располагалась в Киеве. Лишь в середине марта тесты на него начали поступать в регионы, и вот тогда-то количество выявленных случаев заболевания начало расти с пугающей скоростью. А ведь в большинстве случаев речь идет лишь о так называемых экспресс-тестах, которые определяют наличие в организме пациента антител к вирусу, а не сам вирус. Их печальной особенностью является способность давать ложный отрицательный результат, особенно на ранних этапах болезни, то есть вирус в организме есть, но проверка его «не видит». Точные тесты, так называемые ПЦР-системы, до сих пор все еще делаются только в столице, потому не исключено, что фактически заболевших куда больше, чем гласит официальная статистика. Только в ночь на 24 марта по регионам развезли ПЦР-тесты, полученные накануне в качестве гуманитарной помощи из Китая. Советник министра внутренних дел Авакова, Антон Геращенко, предупредил: после их применения число выявленных случаев наверняка начнет быстро увеличиваться…
К слову, с этими самыми китайскими тестами вышла одна не очень красивая история. Прибытие спасительного борта из Китая президент Владимир Зеленский анонсировал 20 марта: дескать, в течение четырех суток на Украину прибудет самолет со столь необходимыми тестами в количестве 10 млн штук. Насчет сроков получилось все точно. А вот с количеством вышло некрасиво: оказалось, что тестов всего 250 тысяч, причем лишь 50 тысяч — это те самые ПЦР, остальные — обычные экспресс-тесты (которых, впрочем, тоже остро не хватает).
Факт загадочного превращения 10 млн в 250 тысяч широко обсуждают в СМИ и социальных сетях. «Нам кто-то пояснит, как 10 млн тестов превратились в 250 тысяч? Товарищ Мотовиловец?» — интересуется нардеп от «Слуги народа» (которого связывают с Игорем Коломойским) Александр Дубинский, имея в виду своего коллегу Андрея Мотовиловца, курировавшего доставку материалов на Украину. «Нет, мы не отдадим врагам Революции товарища Мотовиловца из-за каких-то паршивых тестов!» — саркастично реагирует на реплику Дубинского другой нардеп, Максим Бужанский. Анонимные Telegram-каналы заходят в предположениях еще дальше и прямо намекают: пропавшие тесты были украдены, а затем проданы «нужным людям». В Офисе президента, впрочем, ситуацию не комментируют — по крайней мере, пока.
Взволновали страну и новости сразу из нескольких источников о том, что министр здравоохранения Украины Илья Емец написал заявление об отставке — и это в самый разгар коронавирусных страстей! Ну не положено министрам покидать свои посты в кризисной ситуации! Тут как в том анекдоте про полковников, которым запрещено бегать, ибо в мирное время это вызывает смех, а в военное — панику. В конце концов, пресссекретарь опроверг слухи об отставке, но сам факт их появления говорит о степени тревоги в обществе.
Чрезвычайный Аваков
Набор ограничений, введенных властями в ответ на эпидемиологическую угрозу, впечатляет. Так, полностью запрещено движение международного, междугороднего и даже пригородного общественного транспорта, а на пассажирское транспортное сообщение в городах наложены жесткие ограничения: к примеру, в салонах трамваев, троллейбусов и маршруток должно одновременно находиться не более 10 человек, причем все они должны быть в масках. В городах, где есть метро (Киев и Харьков), его работа приостановлена. В Киеве и вовсе перевели общественный транспорт на чрезвычайный режим работы: им могут пользоваться лишь работники стратегических предприятий и служб, которым выдают специальные пропуска. О введении таких мер сообщил и мэр Одессы Геннадий Труханов (правда, о сроках введения ограничений он пока не сказал).
На Украине запрещена работа всех объектов торговли, общественного питания и вообще мест массового собрания граждан. Еще раньше были закрыты школы, детские сады и высшие учебные заведения. Многие предприятия и организации прекратили прием населения. По сути, разрешено работать лишь продуктовым магазинам, аптекам и АЗС. В качестве поблажки кафе разрешили торговать едой на вынос.
Поговаривают о готовности ввести еще более серьезные ограничения — вплоть до введения в стране чрезвычайного положения с ограничением прав граждан выходить из дома, комендантским часом и даже карточной системой распределения продуктов. Особенно активно ратуют за подобные меры в Министерстве внутренних дел. «Чрезвычайное положение обязательно будет. Это лишь вопрос времени»,— заявил советник главы МВД Иван Варченко.