Щит от гиперзвука
В ноябре 2018 года в США Агентство перспективных оборонных разработок (DARPA) и Агентство по противоракетной обороне (MDA) объявили тендер на разработку комплекса для перехвата гиперзвуковых целей, аэробаллистических и аэродинамических. В августе 2019-го MDA заключило контракты с тремя крупнейшими американскими разработчиками. Lockheed Martin начала разработку системы Valkyrie. Raytheon назвала свою работу SM3-HAWK. Boeing занялся проектом Hyvint. Компании должны предъявить концепт-проекты в конце весны.
Эта постановка задачи отражает отсутствие сегодня специализированных систем для борьбы с гиперзвуковыми аэродинамическими целями. Вроде бы есть «Фавориты», «Триумфы» и С-500, есть THAAD и Patriot. Однако все они направлены на два-три основных типа целей, распространенных сегодня: баллистические, сверхзвуковые и дозвуковые. Специализированные гиперзвуковые цели сейчас только появляются: какими они будут в серийном выпуске, в каких типовых форматах, покажет будущее. Сегодня не совсем ясно, какие черты добавлять в существующие универсальные противоракетные системы – а они, грубо говоря, не резиновые. Всех типов целей одной системой не охватишь. Автомат Калашникова, при всей его универсальности и модернизациях, не заменит снайперскую винтовку или ручной пулемет.
Можно улучшать имеющиеся комплексы в их текущей логике развития: делать противоракеты все быстрее, все маневреннее, а зону перехвата – все выше, увеличивать дальность систем наблюдения, повышать точность прогнозов. Но этот путь может оказаться слишком долгим и извилистым, а оттого не столь эффективным. Возможен ли здесь целевой подход, «заточка» именно под гиперзвуковые цели? Какими будут особенности и ключевые компоненты таких систем? Чем специализация противогиперзвуковых систем будет отличаться от перехвата баллистики и обычной аэродинамики? Это определят особенности гиперзвуковых целей.
Новая работа
Высотный перехватчик МиГ-31, который сейчас активно модернизируется, изначально предназначался для противодействия крылатым ракетам в Арктической зоне. Теперь он также является носителем гиперзвуковой аэробаллистической ракеты «Кинжал», работающей по наземным и надводным целям. Эта ракета является авиационным вариантом наземного комплекса «Искандер».
Гиперзвуковая цель – что это?
Достижение в полете гиперзвуковых скоростей произошло в ракетной баллистике давно, с освоением дальностей, при пусках на которые скорость входа в атмосферу достигает 5 М. Уже ракеты с оперативно-тактической дальностью (до 500 км) создают гиперзвуковой вход в атмосферу. Примеры: «Ока», «Точка», «Искандер». Это баллистический, гравитационный путь достижения гиперзвуковой скорости. К нему относятся и авиационные аэробаллистические ракеты, формирующие после пуска с самолета баллистическую траекторию. Американская SRAM достигала 3,5 М; советская Х-15 развивала пять единиц Маха. Зенитная ракета 5В28 комплекса С-200 шла со скоростью полутора километров в секунду. Могла превышать 5 М, учитывая мороз и низкую скорость звука в нижней стратосфере. Ракеты 53Т6 противоракетной системы А-135 летели на гиперзвуковых скоростях. Пилотируемый американский Х-15 превысил в полетах шесть единиц Маха. Крылатая ракета-носитель Pegasus XL создает гиперзвуковую подъемную силу на своем крыле. Это второй путь – путь прямой ракетной силы. Достигать и превышать этими путями пять единиц Маха не считалось гиперзвуковой особенностью, аппараты не характеризовались как гиперзвуковые.