Тот, который не стрелял
На экраны выходит новый фильм Терренса Малика «Тайная жизнь», который мог бы стать обычной историей про борьбу с нацизмом, но оказался многословным и многослойным размышлением о взаимоотношениях человека и бога
Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Франц Е. обнаружил, что бог есть. Если бы Терренс Малик предварил свой фильм таким титром или, как он любит, закадровым голосом, то путаницы с «Тайной жизнью» было бы значительно меньше. Потому что это, конечно, совсем не картина о борьбе с нацизмом — это история человека, который нашел бога и теперь не очень понимает, как с этим жить.
То есть формально Малик, безусловно, снял фильм, основанный на реальных и основательно задокументированных событиях. В Австрии действительно жил крестьянин Франц Егерштеттер, у которого была мама Розалия, жена Франциска, три дочери, мотоцикл и некоторое количество домашних животных. После того как произошел аншлюс Австрии и она стала частью Третьего рейха, Франца призвали в армию, но он неожиданно для всех отказался присягать Гитлеру и после нескольких месяцев в тюрьме был казнен за «действия, направленные на подрыв оборонной мощи». Все это Терренс Малик показывает со свойственной ему дотошностью, то загипнотизированный переливами воды на мельничном колесе, то завороженный игрой света и тени на лицах заключенных. Деревня, где снималась «Тайная жизнь», — это действительно австрийский Санкт-Радегунд, где жил Егерштеттер, и режиссер внимательно наблюдает, как в этом райском уголке, зависшем между небом и землей, прорастает зло (Франциска, разумеется, угощает Франца яблоком уже на первых кадрах).