Дипломирующие специалисты
В России запретили рекламу заказных дипломных работ. Cоциолог, сменив профессию, изучил, повлияет ли это на популярность услуг «Платных авторов»
Правительство России, объединив усилия с Госдумой, решило бороться с рынком заказных дипломных работ в стране. Соответствующий законопроект, принятый этой осенью, разрабатывался в недрах министерств еще год назад и призван, по мысли авторов, «обеспечить образовательным организациям возможность объективно оценивать качество освоения обучающимися образовательных программ». Суть новации — во внесении поправок в закон «О рекламе»: теперь за предложение своих услуг по написанию аттестационных работ физическим лицам полагается штраф в 2,5 тысячи рублей, должностным лицам — в 20 тысяч рублей, а юрлицам придется заплатить все 500 тысяч.
Обеспокоенность чиновников и депутатов понятна. В отдельных случаях на защиту магистерских не выходит ни одной собственно студенческой работы: скажем, половина работ заказана полностью, половина работ уникализирована на заказ. Уникализация — популярная услуга, без которой многие в целом честные студенты уже не представляют своей учебы в вузе. К чему она сводится? Учащийся, скажем, собирает некий материал для магистерской (что-то копирует, что-то выписывает, в целом создает нормальную работу по стандартам, но из «копипасты»), а потом заказывает у автора (которого еще называют «гострайтером»), чтобы тот довел уровень оригинальности текста до предписанного вузом. Как правило, этот уровень уникальности варьируется от 70 до 90 процентов.
Мы с коллегой в числе прочих дел около 4 лет плотно соприкасались с полем подготовки заказных работ. Благодаря Симону Кордонскому и фонду «Хамовники» в последний год это соприкосновение стало полноценным исследованием — способом изучить необычный рынок изнутри, разобраться в его инфраструктуре и понять мотивацию участников.
Наших авторов-контрагентов мы искали в соцсетях или через личные контакты. Как правило, собственно автора найти несложно, поэтому базу контактов мы довели до 400 человек (однако обширные исследовательские интервью удалось взять менее чем у 10 процентов людей — все очень закрыты, и их можно понять). Территориально наши респонденты живут по всей стране: Подмосковье, Москва, Поволжье, Сибирь. Впрочем, связь территориального нахождения респондента с его клиентской базой не всегда легко прослеживается.
Как это устроено
Первое, что хочется отметить,— чиновники, подняв вопрос о заказных работах, все-таки уловили что-то важное в воздухе. Интервью с контрагентами показали, что наиболее «успешные» из них уже позиционируют себя как предпринимателей и легализуют в той или иной форме свое дело. То есть рынок после бурного роста в нулевые стабилизируется и начинает претендовать на признание — вполне симптоматично, что государство послало ему встречный сигнал. Часто истории наших респондентов напоминают классические сюжеты западной драмы: человек сделал бизнес и теперь пытается его легализовать. Это ключевая линия в «Крестном отце», «Однажды в Америке», «Заточенных козырьках»… Вот и выходит, что на смену классическому сюжету из русской классики (про страдание и ломку) в нашу жизнь стабильно входит эдакий западный сюжет, воспевающий предприимчивость и ловкость.
Как правило, сегодняшние ИП, занятые на рынке заказных работ, в отчетной документации указывают, что «занимаются консультированием». На фоне тех, для кого написание курсовой — временный приработок, заметны и полны самоуважения люди, занимающиеся этим делом 20–25 лет. Они пережили все: и стадию развития промысла в 90-е, когда все писалось без интернета, и бум 2000-х, когда интернет появился и «копипаст» наводнил все работы, и 2010-е — приход «Антиплагиата», вытеснение неквалифицированных «авторов» профессионалами. Эра «Антиплагиата» поразительным образом оказалась полезной для нарождающейся отрасли: она ничуть не сузила рынок, а, напротив, его упорядочила и выявила сильных игроков. Спрос на услуги «авторов» достиг максимума в конце нулевых и с тех пор находится на плато — это не расширяющееся, но надежное и проработанное поле ведения дел.
Что касается оборота, то навскидку там, где можно говорить относительно наверняка, оборот компании составляет порядка 100–300 тысяч рублей в месяц. В штате такой фирмы могут быть 3–4 автора и один менеджер — распорядитель заказов, причем главой всей компании выступает один из авторов, собравший команду. Если фирма делает упор на качество работ, то большая численность ей не нужна: проконтролировать всех будет сложно. Впрочем, замечу, что «поля кормления» локализованы и даже «легальные» компании, имеющие свои интернет-сайты, продолжают «кормиться» с совокупности вузов одного региона. Гораздо сложнее посчитать оборот крупных бирж, сводящих клиентов с авторами. Всего таких площадок мы обнаружили более 200, половина из них, насколько можно судить, мертвы, а первые десятка полтора фирм имеют довольно крупный масштаб работы (одна из них, например, сообщает, что на ее сайте представлено более 10 тысяч авторов). В сезон «биржа» может иметь маржу, в разы превышающую оборот фирм-одиночек.
Если попытаться типизировать людей, занятых в «деле», то можно говорить о тех, для кого эта работа действительно «промысел» и способ выживания, о тех, для кого это приработок, и собственно о «бизнесменах» (впрочем, размышлять о сложившихся типах в этом деле довольно сложно). Характерный пример первого типа — мать нескольких детей, с высшим образованием, живет в поселке городского типа. Заказные работы — это ее единственный заработок. Представители такого «типа» вполне могут по старинке давать объявления о своих услугах в местных СМИ. Во втором случае речь может идти, например, о человеке, который часть времени работает грузчиком, а часть — пишет курсовые работы (буквально: такой разброс занятий). Или какой-то студент эпизодически пишет заказные работы на своих старших курсах. Третий тип представлен уже теми, кто окончательно сделал ставку на рынок заказных работ. Знаю случаи, когда эта занятость становится семейным бизнесом: скажем, женщина в деле уже 25 лет — в свое время она не захотела защищать свою диссертацию, но написала сотни чужих работ, и, в конце концов, привлекла повзрослевших детей к своей деятельности.