Венецианский мудрец
Дача человека эпохи Ренессанса, дизайнера Эдоардо Каовиллы — шедевр чисто итальянского искусства вить семейные гнезда в памятниках культуры
Речку Бренту, текущую по провинции Тренто и впадающую в Венецианский залив, Пушкин воспел, Ходасевич проклял, я с обоими не согласен. Река как река. Но в нашем рассказе очень важная.
Брента для Венеции была чем-то вроде Рублево-Успенского шоссе для Москвы. Выплыл из пробки на Гранд-канале, тут же втопил педаль — и вперед по реке на лодке с догарессой молодой на дачу. Венецианцы строили здесь виллы, чтобы ездить отдыхать на Большую землю. В Венеции все-таки тесновато. И сыровато.
Обувная фабрика семьи Каовилла находится в городке Фьессо-д’Артико, в двух шагах от виллы Пизани, построенной в XVIII веке. На виллу Пизани возят туристов, чтобы показать, на какую широкую ногу жил венецианский дож Альвизе Пизани — какой-то сто четырнадцатый по счету, даже не из самых прославленных. Наполеон отдал дворец Евгению Богарне, сюда заезжал царь Александр I, здесь снимал Пазолини, здесь Муссолини впервые встречал Гитлера. Сейчас тут художественный музей.
А совсем рядом тачают туфельки. Только не надо представлять мрачный производственный корпус, дымящий вблизи от памятника архитектуры. Двухэтажная фабрика Rene Caovilla тоже похожа на итальянскую виллу и содержится в таких красоте и порядке, что никакому Министерству культуры не снилось. Я заезжаю на фабрику, чтобы встретиться с Эдоардо Каовиллой. Он, по обыкновению, сидит на работе, но готов прерваться и показать нам семейный дом. Сначала я пожимаю плечами: зачем мне фабрика? Потом понимаю, что это тоже дом. Тоже семейный. Да еще какой! Никогда такой обувной фабрики не видел. Белая, ни пылинки, с мастерами в белых халатах, она напомнила мне скорее часовое производство из тех, где я немало бывал. Или клинику. Ну в самом деле: если здесь работают с кожей, почему бы фабрике не походить на салон красоты? «Ну раз уж вы здесь… — Эдоардо стремительно, но горделиво проводит меня по фабрике. — У нас работают семьями. Это мама вон того парня, а ее племянники работают справа, где кроят кожу. А вот это Марта, она здесь сколько я себя помню. Привет, Марта! Здравствуйте, Марта, рад видеть, Марта».
Мне дают заглянуть в фабричный музей, где в тайной комнате хранятся туфельки, которые три поколения Каовилла — дедушка, папа и нынешний молодой Каовилла — делали и делают для женщин. Фабрика появилась в 1934 году, в богатой Италии тридцатых, на которую в Советской России смотрели с завистью и брали оттуда где архитектурный ордер, а где и легкий крейсер. Женские туфельки — нет, не брали.