Скрытая угроза. Погубит ли «Почта России» российский онлайн-ретейл
В 2017 году доля зарубежного сегмента на российском рынке e-commerce составила уже 36%. Зарубежные магазины не облагаются в России никакими пошлинами. Через пару лет китайский интернет-ретейл начнет доминировать в России — и это сделает своими руками российское государство
За последний месяц «Почта России» объявила сразу о нескольких крупных проектах. Главный из них — строительство 38 логистических центров общей площадью 400 000 кв м в 34 городах. Инвестиции составят около 24 млрд руб., половину из них вложит ВТБ. В компании говорят, что это позволит обеспечить быстрой доставкой более 80% населения страны — в тот же или на следующий день. Китайские магазины рады.
Золотой век российского интернет-ретейла
Звучит здорово и планы вполне реалистичные. За последние пару лет «Почта России» значительно улучшило качество сервиса — если верить международным рейтингам, субъективным ощущением и новостям компании. Если так и будет продолжаться, то люди начнут все чаще забирать заказы из почтовых отделений, а не из пунктов выдачи заказов (ПВЗ) частных компаний. Пока у последних выше качество сервиса, быстрее сроки доставки, а цены ниже. Зато у «Почты» есть одно неоспоримое конкурентное преимущество: присутствие практически во всех населенных пунктах. Такого нет и не будет ни у одной службы доставки или сети ПВЗ. А когда компания построит те самые 38 логистических центра, начнет быстро и дешево доставлять по всей стране товары и научит своих сотрудников улыбаться — российский рынок e-commerce может измениться до неузнаваемости. Это хорошо и для покупателей, и для магазинов. Первые получат качественную доставку в любой точке России. Вторые получат доступ к большему числу покупателей и смогут быстрее доставлять товар, оборачиваемость увеличится вместе с доходами. Все это грозит стать чуть ли не «золотым веком российского e-commerce»... но нет.
Китайский российский рынок
Проблема в том, что есть еще китайские магазины и не очень понятная политика государства. Вот несколько красноречивых цифр. В 2017 году, по данным АКИТ, доля зарубежного сегмента на российском рынке e-commerce составила уже 36%. По итогам 2018 года цифра точно будет еще больше. По данным «Почты России», за первые три квартала число международных посылок выросло на 25%. При этом 94% всех зарубежных посылок, которые обработала «Почта России», приходятся на Китай. До конца года таких наберется больше 300 млн. Когда планы «Почты» по постройке логистических центров воплотятся, китайские магазины получат еще больший доступ к российскому покупателю, чем сейчас. Более того, в сентябре предприятие объявило об открытии нового маршрута для поставок посылок