Деревня Тюбетейкино
В Тверской глубинке растет население. Могут ли таджики поднять русскую деревню?
Когда у Сабохат начались роды, Нина Яковлевна бросилась на шоссе ловить попутку. Врача в селе Рождествено Тверской области давно нет, а лечь в роддом заранее молодая таджичка не могла: двое детей на руках, а муж неделями в Москве на рынке «Садовод».
Пенсионерка Нина Смирнова взяла шефство над семьей Замоновых, как только те поселились в соседнем доме. «Мне их жалко стало. Она одна, с детьми, и я решила сама водить старшую девочку в садик». Шестилетняя Саодат по-русски не говорила, но хотела научиться. И каждый вечер они с Ниной Яковлевной часами просиживали за букварем. А потом пили чай с вареньем и смотрели телевизор. Сейчас Саодат — девятиклассница и лучшая ученица школы. Нину Яковлевну зовет бабушкой.
— Русские в селе меня осуждали: своими бы занималась. Но у меня внучата уже подросли, даже правнучка есть. Они в городе живут, летом приезжают,— рассказывает Нина Смирнова.— А Саодат с сестрами будут мне на старости лет помощники.
Новые жители
Возле церкви растет коробка из пеноблоков. В Рождествено строят второй детский сад. В садике действующем, который в 90-х оборудовали в здании школы, дети не помещаются. Их уже 29, а на очереди еще полсотни, большей частью таджики. И темноволосые рабочие со стройки не гастарбайтеры, а новые жители села.
— Благодаря приезжим из Таджикистана у нас теперь растет население. Думаю, их уже больше половины,— говорит Ирина Вербицкая из администрации.
На 600 жителей Рождествено и примыкающей к нему деревни Бортниково приходится свыше 40 таджикских семей. Точнее не подсчитать, потому что часть новых жителей в селах зарегистрировались, но не живут, а многие живут, но пока не зарегистрировались. Вот про школу можно сказать точно, здесь 74 ребенка, из них 32 — таджики. Впрочем, ребята общаются друг с другом на русском и по-таджикски уже понимают плохо.
— Мне один мальчик рассказывал, что ему нашли невесту, которая приедет из Таджикистана. Он удивлялся: как же я с ней разговаривать буду? — рассказывает учитель истории и обществознания Лариса Митрофанова.— А другого кто-то назвал таджиком, так он возмутился. Я, говорит, гражданин России.
Таджикские дети прилежно учат даже основы православной культуры, их преподают с 4-й по 8-й класс. Начинается учеба с букв церковнославянского алфавита.А к ее концу таджикские школьники читают отрывки из Евангелия, узнают святых на иконах и выступают на районной олимпиаде по православной культуре.
— Пока маленькие, они мне ангелов и Богородицу рисуют. А старшие уже начинают говорить, что Иисус — это пророк,— расстраивается преподавательница Наталья Хашаева.
В то, что таджики со временем обрусеют, она не верит и с тревогой наблюдает за ростом их численности:
— Когда я приехала из Ташкента в 2004 году, здесь была одна таджикская семья. Но я знала, что если одна есть, то появятся и родственники.
Лариса Митрофанова тоже не здешняя, училась в Фергане. И Ирина Вербицкая из администрации приехала из Узбекистана.
— До 1959-го здесь был райцентр. Потом район упразднили, и отсюда съехали власть, РАЙПО и почти вся районная интеллигенция, остался только совхоз. Но в 1990-х уехавшую интеллигенцию заменили те, кто вернулся из бывших союзных республик,— объясняет глава администрации Дмитрий Керданов.
В Рождествено активно перебирались русские из Средней Азии, армяне из Баку и Карабаха. Так что таджики — не первая волна переселения
Соотечественники
Сухбатулло Кадамов, негласный старейшина рождественских таджиков, приехал одним из первых. В 2003 году он перебрался из Таджикистана в Тверь: «На родине с работой плохо. Заводы и фабрики после развала СССР закрылись. Хорошо живут только те, кто работает в армии, в полиции». От знакомого узнал, что в Рождествено продается дом с участком.
— А что, школа здесь есть, садик есть, магазины, в город ездить можно,— объясняет свой выбор Сухбатулло.
До Твери 40 минут езды. Там Кадамов завел бизнес с маршрутками. А в Рождествено потянулись земляки и дальние родственники — почти все новые жители села родом из Ванчского района Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. Кишлаки разные: Чихох, Щирговад, Бунай, но это одна долина и все более или менее знают друг друга.
Миграции способствовали низкие цены на жилье: газа в селе нет и до реки далеко, а московские дачники предпочитают селиться у воды. Так что старая изба стоит 500–600 тысяч, а квартиру с выбитыми окнами в многоквартирнике можно и за 350 тысяч взять.