Цифровое расслоение
Парадокс: в ближайшем будущем технологии станут уделом бедных, а признаком статуса, напротив, станет общение лицом к лицу. Новый тренд уже вовсю обсуждают эксперты
Сначала об информационных поводах. В недавнем аналитическом отчете, выпущенном авторитетным Luxury Institute, прямо говорится: большинство брендов сегодня пытаются автоматизировать все, что только могут, и как можно быстрее. Мол, для компании Amazon, которая продает с помощью своих сервисов туалетную бумагу или, допустим, моющие средства,— это хорошо. А вот для сегмента люкс, напротив, смерти подобно, ведь этот сегмент веками делал ставку на человеческий контакт — на всевозможных личных водителей, консьержей, метрдотелей и т.д. Возьмем Walmart (компанию, управляющую сетью оптовой и розничной торговли, США): сейчас там экспериментируют с консьерж-сервисом для богатых нью-йоркских семей. Его суть проста: достаточно отправить текстовую заявку на то, что тебе нужно купить, и заказ привезут в тот же день, подписка — 50 долларов в месяц, подключение только по приглашению. Так вот эксперты подчеркивают: это путь в никуда!
За кем же будущее luxury? Оказывается, за новичками вроде инновационной онлайн-платформы Wishi.me, которая предоставляет услуги стилистов для своих клиентов: такой вполне себе живой стилист сможет помочь не утонуть в бурных водах онлайн-шопинга. Основной посыл экспертов: пока Amazon и Walmart ратуют за автоматизацию и за то, чтобы избавиться от человека, индустрия люкс должна, напротив, за него вступиться.
Тема уже вовсю обсуждается в крупных мировых СМИ. Например, The New York Times бьет тревогу: мол, это когда-то «экраны» представлялись чем-то элитарным. Зато сегодня если вы элита — избегайте их. На первый взгляд кошка-аватар от стартапа Care.Coach, живущая на экране планшета и призванная составить компанию одинокому пожилому человеку (ею на самом деле управляют сотрудники на удаленном доступе),— настоящий прорыв. А с другой стороны, разве такой виртуальный друг может полноценно заменить реальную сиделку?
Все изменилось за какие-то пару десятков лет: раньше пейджер был важным признаком статуса. Сегодня настоящая привилегия — это когда ты не должен никому отвечать, а другие, напротив, должны отвечать тебе.
По сути, речь о новой сегрегации: богатые все чаще избегают экранов, в то время как бедные впадают все в большую зависимость от них. На передовой, конечно, образование. Пока у нас, в России, рапортуют о всеобщей компьютеризации школьных классов, на Западе, напротив, новая тенденция — все популярнее становятся школы, где целенаправленно отказываются от использования технологий, это называется tech-free.
В консалтинговой и аналитической компании Nextatlas обратили внимание на эту тенденцию еще несколько лет назад, в 2017-м. Обратили не случайно: у компании, в частности, есть платформа, использующая искусственный интеллект, чтобы выявлять новые тренды, которые могут стать мейнстримом. Так вот там заметили растущую взаимосвязь между распространением роботов-суррогатов (например, чат-ботов) и желанием людей перейти к личностным отношениям в виртуальной или электронной среде.
Суть тенденции проще объяснить на примере — на дистанционном банковском обслуживании. Для того чтобы воспользоваться услугой «домашнего банка», достаточно лишь соединения с интернетом и переносимого устройства вроде смартфона. Подключился, ввел пароль и пожалуйста — управляй своими финансами. Но вот ложка дегтя в этой банке меда: получается, что таким образом мы не услугу получаем, а, наоборот, берем на себя чужую работу! Отсюда следует простой вывод: в любом премиальном сервисе на той стороне обязательно должен быть живой человек, да еще такой, который способен тебе помочь, ответить на самые разные запросы, а не просто протараторить заученные ответы или рекомендации.