«Бюджетники беззащитны перед госаппаратом»
Власть заявила о намерении сократить число чиновников. Но хочет ли она этого на самом деле?
Минфин анонсировал реформу: центральные аппараты федеральных ведомств будут сокращены на 10% в 2020 году, а территориальные отделения лишатся к 2022 году 15% сотрудников. При этом зарплаты оставшихся чиновников вырастут (свежие данные Росстата: средняя зарплата сотрудников органов исполнительной власти субъектов РФ в 2018 году составила 65,9 тысячи рублей, увеличившись на 12,2% по сравнению с 2017 годом). Точнее, вырастет оклад, он сегодня составляет едва ли 40% от ежемесячного дохода, в котором преобладают всевозможные бонусы и надбавки. Его планируется довести до 60% (вырастут ли при этом бонусы и надбавки — вопрос открытый). А деньги для этого как раз и хотят получить за счет грядущей «оптимизации» вакансий госаппарата. Достигнуть желаемого помогут и объективные процессы — автоматизация («цифровизация») процессов и централизация некоторых служб ведомств (начать решили с бухгалтерии). Планы властей впечатляют. Их реализация в корне меняет сложившуюся систему, базировавшуюся, главным образом, на постулате, что чиновников в стране должно быть много. Они — оплот и социальная база системы, гаранты ее стабильности.
Справедливости ради стоит сказать: власти уже не в первый раз пытаются сократить аппараты федеральных ведомств на различных уровнях. Самый серьезный «подход к снаряду» был зафиксирован в 2010 году, когда президент Дмитрий Медведев объявил о сокращении численности чиновников на 20%. Поставленную задачу выполнили, но позднее система отыграла свое, вернув статус-кво — в 2015 году чиновников вновь стало столько же, сколько и в 2008-м (почти 900 тысяч человек). В 2016 году власти попытку повторили, но с меньшим замахом: задачей ставилось сократить численность госаппарата всего на 10%. И снова удача! План даже перевыполнили на 2 с лишним процента. Но за прошедшие три года армия чиновников восстановила популяцию. Удастся ли нынешняя попытка? И действительно ли власть настроена на то, чтобы сократить собственную социальную базу? «Огонек» задал эти вопросы директору Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрею Яковлеву. Пять лет назад он комментировал «Огоньку» (см. № 41, 2014 год) схожую инициативу. Тогда власть отказалась повышать оклады чиновников (ситуация выглядела бы печальной, если бы популистскому демаршу не предшествовало повышение окладов).
— Лед тронулся и власть намеревается теперь сократить «поголовье» чиновников?
— Почему вы так решили? Я вижу в происходящем скорее технократическую реакцию власти на определенные вызовы, которые существуют в реальности. В частности, та же цифровизация — объективная тенденция, и мы ее наблюдаем во многих странах. Есть задача оптимизации госрасходов. Но обе эти задачи в целом технические. Конечно, за заявлением Минфина и казначейства о сокращении на 10% центрального и на 5% территориального аппарата федеральных органов власти есть также политические причины. Власть хочет продемонстрировать гражданам, что в трудных экономических условиях она «зажимает» свою собственную социальную базу в лице чиновников. Но на практике такие декларации не всегда имеют отношение к реальности.
— А как же заявленные цифры сокращений в 5 и 10%, потом еще 10% через год?..
— Заявленные 5–10% сокращений в год могут быть достаточно безболезненно проведены за счет сокращения свободных вакансий, а также рабочих мест сотрудников, уходящих на пенсию. Тех и других набирается примерно столько, сколько анонсировано к сокращению. Но давайте взглянем на этот количественный показатель — численность госппарата — под другим углом. Подавляющее большинство чиновников находится в регионах, а отнюдь не в Москве. И речь не об аппаратах региональной власти, а именно о чиновниках, работающих в территориальных подразделениях федеральных ведомств, служб, всякого рода надзорных и контролирующих органов. Вот эта многотысячная армия чиновников и создает наибольшие проблемы и для бизнеса, и для бюджетного сектора.