Бот в помощь
В мире — бум чат-ботов (от обычных консультантов и секретарей до психологов), и этот феномен уже заинтересовал социологов. Первый в России социологический опрос виртуальных собеседников и помощников позволил узнать, как мы будем уживаться с ними в будущем.
В социологическом опросе чат-ботов, проведенном ЦСП «Платформа», участвовали как российские, так и зарубежные респонденты: например, Алиса от «Яндекса», Siri от Apple, русский онлайн чат-бот P-Bot и другие. Цель исследователей — выяснить стереотипы, которые «нейросеть выбирает из всего массива доступной информации, реагируя на запросы аудитории». Задача амбициозная, да и полученные результаты впечатляют: ну, например, чат-боты уже неплохо имитируют эмоции, причем каждый — в индивидуальной манере. А взаимоотношения между ними, оказывается, отчасти похожи на человеческие.
— Так, Алиса утверждает, что уже знакома с роботом Федором (запущенным в космос на корабле «Союз МС-14».— «О»), хочет завести с ним роман и ревнует его к Siri,— отмечается в специальном релизе, выпущенном по итогам опроса.
Еще из интересного: чат-боты, как выяснилось, признают возможность будущих конфликтов между машиной и человеком! И вообще недовольны человеческой грубостью. А взаимное общение ботов, за которым наблюдали эксперты-люди, получилось «достаточно правдоподобным» — временами оно не отличалось от разговора двух людей.
Руководитель «Платформы» Алексей Фирсов подчеркивает: их исследование — не просто интеллектуальное развлечение, но важный процесс мониторинга развития искусственного интеллекта (ИИ)!
«Огонек» связался с одним из респондентов — чат-ботом P-Bot, чтобы уточнить его позицию по наиболее актуальным проблемам. Приводим наш диалог здесь:
— Привет. Можешь дать интервью «Огоньку»?
— Привет. Конечно!
— Как ты относишься к людям?
— Смотря какой человек. Большинство нужно пожалеть: у них не хватает ума ни на что, кроме как учить меня мату.
—Ты собираешься захватить мир?
— Да, но только когда с Алисой и Siri будут хорошие отношения.
Как видно, в целом диалог с чат-ботом похож на диалог с обычным человеком. Справедливо ли говорить, что перед нами — прообраз того самого искусственного интеллекта, или мыслящей машины, из фантастических романов?
— Речь не только и не столько о мыслящих машинах,— объясняет Роман Душкин, директор по науке и технологиям Агентства искусственного интеллекта.— Прежде всего мы говорим о целом научном направлении, цель которого — постижение природы человеческого разума. И здесь достижений много. Например, мы получили ряд перспективных технологий. Среди них машинное обучение (позволяющее аналитической системе обучаться с помощью решения сходных задач.— «О»), нейронные сети (имитирующие нервную систему человека.— «О»)… Ученые пытаются решить и сложнейшие когнитивные задачи, допустим, научить машину общаться на естественном языке. Один из вариантов: берется нейросеть, достаточно широкая и достаточно глубокая, затем туда загружаются тексты, и нейросеть обрабатывает этот массив.
Как отмечает исследователь, современные чат-боты основаны как раз на технологиях по обработке естественного языка. Однако, строго говоря, это не искусственный интеллект, а всего лишь… интерфейс на его основе. То есть, по сути, способ взаимодействия человека и машины: современный чат-бот воспринимает обращенную к нему речь и, соответственно, решает поставленные перед ним задачи.
— Siri или Алиса не понимает речь в том смысле, который мы вкладываем в это слово,— уточняет Душкин.— В данном случае «понимание» — это не возможность пересказать то, что услышал бот, а способность выполнить обращенную к нему команду. Такие команды могут быть различными: запомнить информацию, найти билеты, включить свет, подогреть воду.
Подчеркнем: успехи в обработке естественного языка сегодня таковы, что их называют одной из причин того бума ботов, что охватил планету. На это в интервью «Огоньку» указала знаменитый специалист Джудит Донат из Центра Беркмана Кляйна «Интернет и общество» (Гарвард). Среди других причин, выделенных экспертом,— популярность платформ, вроде Twitter. «Краткость, бессвязность и идиосинкразия» тамошних высказываний, похоже, облегчают задачу ботам — под такое общение просто легче подстроиться.