Как императрица Екатерина II присоединила к России Северное Причерноморье и Крым

ДилетантИстория

Времён очаковских и покоренья Крыма

Одним из самых известных событий царствования Екатерины II стало присоединение к России Северного Причерноморья и Крыма. Военно-политические решения императрицы были, как всегда, последовательны, энергичны и беспощадны

Михаил Логинов

0:00 /
1286.348
Екатерина II. Елена Гозман, 2015 год

Маленькая принцесса Фике в своём штеттинском детстве вряд ли знала о самом существовании Крымского ханства. Тем более будущая русская царица не могла предположить, что уничтожит эту страну, отомстив за позор Ивана Грозного и неудачи Петра I. Что её привычка доводить до конца любое дело перекроит карту Восточной Европы, усилит имперское величие России, принесёт счастье одним народам и несчастье другим.

Счастливый вассал

Из всех осколков Золотой Орды крымский улус оказался самым жизнеспособным государственным образованием. Не в последнюю очередь благодаря надёжному сюзерену — Оттоманской Порте. В 1478 году Турция навязала ханству свой протекторат — союз на условиях вассалитета, право утверждать и отстранять выбранных ханов. Сотрудничество оказалось взаимовыгодным и продолжалось сотни лет.

Южный берег Крыма и район современной Керчи напрямую принадлежали Стамбулу. Остальная часть полуострова оставалась во власти крымского хана. Ему же подчинялись ногайские орды — Буджакская, Едисанская и другие, кочевавшие в причерноморских степях. Теплолюбивые турки контролировали прибрежные крепости — Очаков, Кинбурн, Азов, а степное пространство между ними — кочевники, привычные к эксцессам континентального климата. По приказу султана ханская конница ходила и под Вену, и под Багдад. Платой была не только богатая военная добыча, но и гарантия, что сильные соседи на Крым не посягнут.

Мехмед II. Султан Мехмед II, присоединивший Крым к Османской империи, сделал чуть раньше своеобразный подарок Москве. Он захватил Константинополь и таким образом позволил объявить Белокаменную «Третьим Римом».

Турецкий протекторат предопределил особенность экономики Крыма. Ключевым объектом экспорта стал ясырь — пленные славяне. Рабами становились жители юго-востока Речи Посполитой (юг современной Украины) и южных российских уездов. Татарские отряды нередко были вооружены лишь арканами, ножами и верёвками для связывания пленных. Их появление было страшным бедствием для тех, кто рискнул селиться на плодородных землях Дикого поля.

Порабощение пленников в Восточной Европе, и особенно на Руси, не было редкостью. Но Крымское ханство создало уникальную экономическую цепочку по захвату, транспортировке и продаже в городе Кафе (Феодосия) русских и украинских пленных, сравнимую по размаху разве что с трансатлантической торговлей чернокожими невольниками.

Технологию бизнеса описал герцог Антуан де Грамон, сопровождавший польского короля Яна Казимира во время похода на Левобережную Украину в 1663–1664 годах: «Татары, которые идут на войну только ради полона, отправляемого затем на продажу в Константинополь, явились однажды к королю с заявлением: они не могут терять времени для забора пленных в Московии, прежде чем вернутся к себе». После этого крымцы, союзники короля, набрали добычу в окрестностях. «Вот приблизительное употребление из пленных, которое они сделали до момента своего отъезда. Они перерезали горло всем старикам свыше шестидесяти лет, по возрасту неспособным к работе. Сорокалетние сохранены для галер, молодые мальчики — для их наслаждений, девушки и женщины — для продолжения их рода и продажи. К их чести я могу сказать, что они не были скупы в своей добыче, и их крайняя вежливость предлагала её в пользование всем, кто к ним заходил».

Из пленниц
в султанши.
Самой известной
славянкой,
оказавшейся
в гареме султана,
была
легендарная
Роксолана.

Систематические набеги обогатили украинский фольклор множеством дум — лирических песен на исторические сюжеты. Одна из самых известных — о Марусе Богуславке, отданной в гарем турецкого паши и освободившей пленных казаков. Подлинные истории беглецов, проданных туркам на галеры, освободившихся в Средиземном море и вернувшихся в Польшу или Россию, своим драматизмом превосходили любые баллады.

Иногда Крыму удавалось перекроить карту Европы. Участие крымских татар в восстании Богдана Хмельницкого обеспечило успех мятежа. В частности, разгром коронной армии под Пилявцами стал возможен из-за слуха, что на поле боя прибыл крымский хан с армией. В этом конфликте Крым поддерживал то Хмельницкого, то польского короля. Неизменным оставалось условие: право брать ясырь.

Крым тоже страдал от набегов. Полуостров манил запорожских и донских казаков. Кроме мелких нападений бывали полноценные военные операции. Гетман Сагайдачный в 1616 году захватил и разграбил основной пункт работорговли — Кафу. Морские казачьи походы были лотереей: встреча с турецким флотом в Чёрном или Азовском морях почти всегда приводила казаков на галеры.

Рынок рабов. Жан-Леон Жером, 1866 год

Гори Москва, гори Бахчисарай

Если с западными соседями Россия конфликтовала в среднем раз в десятилетие, то крымские набеги случались почти ежегодно. Апофеозом стал 1571 год, когда Девлет-Гирей сжёг Москву. Год спустя Иван Грозный взял у хана частичный реванш, уничтожив его армию в битве при Молодях. Но эта победа не могла предотвратить новые набеги. Историки спорят об общем итоге людских потерь, хотя бюрократы Московской Руси оставили точные цифры по отдельным годам. Например, в 1659 году из Елецкого, Ливенского, Курского и других уездов было угнано 25 448 человек.

Одной из мер предотвращения набегов были русские посольства в Крым. Приём в ханском дворце напоминал комедию: послы называли привезённые собольи шубы «подарками», а владыка Крыма — «данью». Когда посольство входило в тронный зал, приближённые хана бросали послам под ноги посохи и требовали плату за то, что приезжие их переступали. Бывали и драмы. Особенно если посольство совпадало с переменой власти в Крыму. Послов грабили, пытали, вымогая дары, убивали или продавали в рабство. К тому же полностью решить проблему посольствами не удавалось: ханы не контролировали элиту. Если хан обещал мир, это не значило, что его вассалы — калга или нуреддин — не устроят личный набег.

Более действенной, но и затратной мерой была засечная черта — упрощённый вариант древнеримского лимеса на южных границах. Это сооружение из сваленных деревьев и фортов на ключевых направлениях набегов не могло предотвратить нападение. Но существенно затрудняло отступление с добычей и позволяло полевым отрядам догнать крымцев.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Самый знаменитый тоболяк Самый знаменитый тоболяк

Дмитрий Менделеев родился в неофициальной столице Сибири

Дилетант
Intel Core i9-7960X: 16 ядер достаточно? Intel Core i9-7960X: 16 ядер достаточно?

Intel Core i9-7960X — представитель какого-то перевернутого мира

CHIP
За что казнили Джордано Бруно За что казнили Джордано Бруно

Джордано Бруно окончил свою жизнь на костре за совсем другие «прегрешения»

Дилетант
Какими хоррор-фильмами вдохновляются модные дизайнеры Какими хоррор-фильмами вдохновляются модные дизайнеры

В каких фильмах ужасов дизайнеры ищут вдохновение для своих коллекций

Vogue
Трагедия Александра Колчака Трагедия Александра Колчака

Бесстрашный морской офицер и истеричный неудачник в одном лице

Дилетант
Свадебный подарок – жизнь Свадебный подарок – жизнь

Как на сочинский аэропорт обрушился шквал смс одного содержания

StarHit
Смерть бессильного вождя Смерть бессильного вождя

Это был лидер страны, у которого из средств общения осталась только мимика

Дилетант
«Энергия — новый формат молодости» «Энергия — новый формат молодости»

Действительно ли молодость определяется годами и количеством морщин

Psychologies
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Ничего личного. Как вести бизнес с друзьями и родственниками Ничего личного. Как вести бизнес с друзьями и родственниками

Начиная совместный бизнес с подругой, надо заранее продумывать пути отступления

Forbes
Чёрный передел: версия 1939 года Чёрный передел: версия 1939 года

Секретный протокол к Пакту о ненападении

Дилетант
Беспокойное собрание Беспокойное собрание

Что ждет Музей русского импрессионизма, открытый Борисом Минцем

Forbes
Самый знаменитый монгол Самый знаменитый монгол

Чингисхан по праву входит в пантеон величайших завоевателей

Дилетант
Осенняя депрессия. Экономисты усмотрели застой в экономике Осенняя депрессия. Экономисты усмотрели застой в экономике

Осенняя депрессия. Экономисты усмотрели застой в экономике

Forbes
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
Вечер с Моникой Беллуччи: 9 лучших фильмов страстной красотки Вечер с Моникой Беллуччи: 9 лучших фильмов страстной красотки

Имя героини нашей сегодняшней подборки еще не скоро позабудется зрителям

Playboy
Виктор Черномырдин: моё кредо — разговаривать Виктор Черномырдин: моё кредо — разговаривать

Виталий Черномырдин вспоминает о своём выдающемся отце

Дилетант
Кастрюльный бунт. Как мужчины воспринимают более успешных женщин Кастрюльный бунт. Как мужчины воспринимают более успешных женщин

Мужчины осознали право женщин на равные доходы, но не берут на себя дела по дому

Forbes
Преданный граф Преданный граф

Всю свою жизнь Алексей Аракчеев был кому-то предан

Дилетант
Вечный винтаж Вечный винтаж

Игра с прошлым затрагивает самые неожиданные струны души

Домашний Очаг
«У нас нет хлеба, мы умираем» «У нас нет хлеба, мы умираем»

Массовый голод с человеческими жертвами в СССР случался неоднократно

Дилетант
Цена лояльности. Выгодны ли бонусные программы банкам и их клиентам Цена лояльности. Выгодны ли бонусные программы банкам и их клиентам

Эффективность программ лояльности вызывает вопросы

Forbes
Следствие на крови Следствие на крови

Каким пыткам подвергался сын Петра I

Дилетант
Индекс надежды. Почему растут инвестиции в биржевые фонды Индекс надежды. Почему растут инвестиции в биржевые фонды

В мире наблюдается настоящий бум биржевых фондов, инвестирующих в индексы (ETF)

Forbes
Слово и дело: российская традиция доносов и расправ Слово и дело: российская традиция доносов и расправ

Тайная канцелярия заслужила славу беспощадной репрессивной машины

Дилетант
«Мой дед убил бы меня»: как живут дочери и внучки нацистских преступников «Мой дед убил бы меня»: как живут дочери и внучки нацистских преступников

Чем сейчас живут и дышат дочери, внучки и правнучки преступников Второй мировой

Cosmopolitan
Выстраданный блокбастер: почему «Веном» и получился, и нет Выстраданный блокбастер: почему «Веном» и получился, и нет

«Веном» с Томом Харди снят так, как будто Человек-паук — все еще Тоби Магуайр

Esquire
Антон Лаврентьев: Антон Лаврентьев:

У музыканта и поэта Антона Лаврентьева произошло сразу 2 творческих события

Cosmopolitan
World Expo 2020 в Дубае: восхитительный оазис в сердце пустыни World Expo 2020 в Дубае: восхитительный оазис в сердце пустыни

В 2020 году World Expo пройдет в новом футуристическом районе Дубая

Популярная механика
Красивые слова. Как провести трансформацию бизнеса без Agile и Scrum Красивые слова. Как провести трансформацию бизнеса без Agile и Scrum

Как провести изменения в компании, руководствуясь реальными потребностями

Forbes
Открыть в приложении