Культура | Фестиваль
Прошлым к будущему
31 августа в Венеции откроется 73-й международный кинофестиваль. В нынешнем конкурсе за победу поборются десятки картин, в том числе и новый фильм Андрея Кончаловского
Тема истории, реальной и вымышленной, является основной для нынешнего Венецианского кинофестиваля: в конкурсных фильмах будут представлены периоды — от каменного века до далекого будущего, в самых разнообразных жанрах — от документальной хроники до научной фантастики.
Одним из главных событий должна стать премьера конкурсного фильма Андрея Кончаловского «Рай», снятого при поддержке Министерства культуры России и телеканала «Россия 1». В центре истории — три судьбы: русской эмигрантки Ольги, участницы движения французского Сопротивления (Юлия Высоцкая), коллаборациониста Жюля (Филипп Дюкен) и высокопоставленного офицера СС немца Хельмута (Кристиан Клаус). Героиня Высоцкой списана с княгини Веры Оболенской (1911–1944), героини движения Сопротивления. В картине также снимался Виктор Сухоруков, исполнивший роль Генриха Гиммлера. Это совместное производство России и Германии, картина снята в чернобелом формате. Тема «западного коллаборационизма» не впервые волнует отечественных режиссеров: на эту тему также размышлял в своей «Франкофонии» Александр Сокуров в прошлогоднем венецианском конкурсе. Предыдущая картина «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» принесла ему «Серебрянного льва» за лучшую режиссуру.
Так или иначе войне посвящены многие фильмы конкурсной программы. О последствиях войны — работа Франсуа Озона «Франц», снятая, как и у Кончаловского, в черно-белом формате. В центре повествования — трагедия немецкой семьи, у которой на фронте погибает единственный сын. Однако в глобальном смысле картина — о сложностях французско-немецких отношений в период между двумя мировыми войнами. Экранизация бестселлера австралийки Марго Стедман «Свет в океане» (Дерек Сиенфрэнс) также переносит зрителя в военный период: бездетная пара находит чужого младенца и оставляет его себе (приемных родителей играют Майкл Фассбендер и Алисия Викандер). Мел Гибсон снял собственную военную драму «По соображениям совести». В ее основе — реальная история о полевом санитаре Десмонде Доссе (Эндрю Гарфилд). Во время Второй мировой войны медик спас 75 солдатских жизней. Ни разу не выстреливший, он тем не менее был удостоен солдатской медали за отвагу. Документальная картина украинского режиссера Сергея Лозницы — о музеях, созданных на территориях бывших концлагерей. Съемки документальной картины «Аустерлиц» проходили в Дахау, Берген-Бельзен,