Неделя|Эпицентр
Спрос рождает приложение
Революционные мобильные приложения завоевывают мир: пока одни ищут покемонов в дополненной реальности, другие при помощи нейросетей стилизуют фотоснимки под картины живописцев. «Огонек» присмотрелся к научным достижениям, стоящим за модными примочками
Вот уже которую неделю человечество гоняется за покемонами — приложение, позволяющее «собирать» этих мультяшных персонажей в реальных местах, скачено более 30 млн раз и заработало около 35 млн долларов, сообщают аналитики из Sensor Tower. И добивают статистикой: Pokemon Go преодолела отметку в 10 млн скачиваний быстрее всех прочих популярных мобильных игр — всего за 7 дней. Для сравнения: Angry Birds 2 на это потребовалось 19, а червяку из Slither.io — 29 дней. В России саму игру постепенно осваивают (на момент сдачи номера в столице насчитывалось 180 тысяч активных «ловцов» покемонов, с каждым днем их число росло примерно на 30 процентов) и заодно болеют за своих: еще одно мобильное приложение, Prisma, созданное в России, на конкуренцию с покемонами не напрашивается (жанры разные), но покорить мир уже успело.
Напомним хронологию: 11 июня в магазине мобильных приложений App Store появилась разработка под названием Prisma. Она позволяла превращать свои фотоснимки в картинки, имитирующие стили известных художников... Буквально за несколько дней отечественная придумка (в числе создателей — Алексей Моисеенков, сотрудник Mail.ru Group, и Андрей Усольцев, на тот момент занимавший должность дизайнера в «Яндексе») совершила революцию: сегодня число установок приложения превышает 3,5 млн по всему миру, ежедневное количество активных пользователей — 500 тысяч. Секрет успеха — в революционном использовании футуристичной научной технологии — нейросетей.
— Это первый выход нейронных сетей на рядового потребителя,— говорит Алексей Губарев, генеральный директор Servers.com.
Поясним: нейросетями называют математические модели, созданные по принципу нервных систем у различных организмов и способные к обучению. Ученые экспериментировали с ними давно, но до обывателей нейросети добрались только сейчас, и Prisma — начало целого бума, прогнозируют наши эксперты. Например, Виктор Лемпицкий, доцент Сколковского института науки и технологий, констатирует: нейросети активно проникают во все области, где задействован искусственный интеллект,— в поиск в интернете, робототехнику, обработку медицинских изображений. Его коллега, руководитель робототехнического центра «Сколково» Альберт Ефимов, уточняет: нейронные сети могут эффективно обрабатывать громадные объемы данных и видеть общие закономерности там, где человек никогда не сможет это сделать. А на недавней конференции в Москве сотрудник «Яндекса» Антон Слесарев даже заявил, что машинное обучение вскоре сможет изменить искусство: компьютеры, мол, уже решают задачи, которые раньше были под силу только человеку,— машины пишут музыку, стихи, картины и делают это уже на человеческом уровне...
Вопрос в другом: почему «рвануло» именно сейчас? Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев уверен: в популярности различных приложений виновато сразу несколько факторов.
— Требовался определенный уровень развития интернета и коммуникационных устройств, в данном случае — смартфонов, а также готовность потребителя,— говорит эксперт.— Сами посудите: чтобы искать тех же покемонов, человек должен понимать, как это работает — знать интерфейсы, понимать, что такое геолокация, как работает видеокамера... Мариничев уверен: с июля 2016 года, когда в Сети появилось Pokemon Go, началась новая эра дополненной реальности, эта игра показала готовность мира к новой технологии. С другими популярными приложениями история та же: созревают технологии, созревают потребители — и сразу скачок.
О Pokemon Go стоит сказать отдельно. Исполнительный директор Ассоциации дополненной и виртуальной реальности Екатерина Филатова отмечает: проекты с дополненной реальностью существовали и до этой игры, например, скачав мобильное приложение и наведя камеру смартфона на картину в музее, можно было узнать историю ее создания. Однако массовой популярностью это не пользовалось.