После всего | Дело
Доктора не кусать!
В кризис россияне готовы экономить на многом, за исключением детей и… Любимых питомцев. «Огонек» пригляделся к одной из наиболее процветающих индустрий, обслуживающих домашних животных,— отечественной ветеринарии
Айболит нашего времени под деревом не сидит. Найти его можно с 8 до 17 по будням (с перерывом с 12 до 13) в участковой ветлечебнице на улице Баранова в Ижевске. Спросите у прохожих Айболита с Татар-базара, если потеряетесь. Подскажут.
«Айболит-2016»
Фанис Хазиев на первый взгляд ничего общего с героем Чуковского не имеет. Ни врачебного халата с шапочкой, ни градусника, торчащего из кармана, ни седой бородки с пушистыми усами. Униформа ветеринара, гладко выбритое лицо.
Но есть важное сходство — приветливый взгляд, добрая улыбка. Эти качества чаще всего отмечают в благодарных отзывах обращавшиеся к нему за помощью владельцы домашних питомцев. А совсем недавно российская Ассоциация практикующих ветеринарных врачей вручила ему премию «Айболит» — «за профессионализм, доброту и отзывчивость».
— Я родом из Татарстана, после окончания Казанского ветинститута в 1985 году получил распределение в Ижевск и уже больше 30 лет работаю в лечебнице в районе Татар-базара,— рассказывает Хазиев, попутно разъясняя, что название — неофициальное, так прозвали район частной застройки, где живут в основном татары.— Найти общий язык не проблема, я и по-русски говорю, и по-татарски. А поскольку вокруг частный сектор, то лечу не только кошек с собаками, но и домашний скот — коров с козами. Хотя и экзотикой вроде питона меня тоже не удивишь.
Став ветеринаром, Хазиев исполнил мамину мечту. «Она, правда, думала, что я выучусь и всю жизнь потом проживу в родной деревне»,— признается ижевский Айболит. Кстати, как и в советское время, сегодня в сельской местности хороший ветврач на вес золота. По стране самый высокий спрос на ветеринаров (по числу вакансий на рекрутинговых порталах), помимо московского и ленинградского регионов, в Краснодарском крае.
Как любой врач, ветеринар помнит своего первого пациента. Отличие — что еще и вместе с его хозяином. «Очень такая бойкая женщина пришла, с собакой, та лапу вывихнула,— вспоминает Хазиев.— Наркоза не было. Подумал: будь что будет. Сказал ей держать покрепче животное. Потом резко дернул лапу. Она встала на место. Хозяйка ушла довольная. Первый раз, если все прошло успешно, придает уверенности, а дальше привыкаешь, адаптируешься. Обычно как? Поработали где-то месяц, если нравится — уже на всю жизнь. Нет — уходят из профессии. Но и стоять на месте нельзя,— уверен звериный доктор.— В советские годы ведь не учили лечить собак, кошек, попугаев, черепашек, главное — сельскохозяйственная живность, поэтому в начале 1990‑х пришлось переучиваться. Сейчас вот высокотехнологичная аппаратура. Если цифрового рентгена нет, в такую лечебницу лучше не идти. Потом УЗИ обязательно. Еще оборудование для эндоскопии: сегодня все хотят операций без разрезов. Приходит ко мне женщина (ей желчный пузырь так удалили) и спрашивает: ”А собаку так прооперировать можно?“ Можно. И пошло-поехало. Для небольшого города, как Ижевск, тем более для госклиники это здорово. Хотя теперь и частных лечебниц полно. Но это уже вопрос цены».
В кризис, надо сказать, вопрос этот для многих владельцев домашних питомцев стоит остро: большинство препаратов зарубежного производства, и чем слабее рубль, тем дороже лечение. Подорожали и корма, в среднем в 1,5–2 раза. Это ведет к тому, что люди предпочитают маленьких собак, отмечает доктор Хазиев. «Сенбернаров стало совсем мало, догов почти нет, а некоторые породы и не встречаются, например афганы,— говорит он.— Из крупных пород остались, пожалуй, овчарки. Это нормально для частного жилого сектора: они охранники. А как держать их в высотках?!»
— Вот приходит ко мне одинокая бабушка (к слову, типичный клиент ветклиники),— описывает Хазиев случай из практики.— Старого кота принесла. Я в шутку спрашиваю: вы уже одного возраста, наверное? Она отвечает: вот заболел, можно я, как пенсию получу, заплачу? Или старушка с больной собачкой начинает кошелек открывать. Мне их жалко: я ведь в другое время воспитывался. Говорю, чтобы купили лекарства в аптеке, а мне ничего не надо.
Случаются в работе ижевского Айболита и экстремальные эпизоды. Хазиев рассказывает: «Живет в Татар-базаре одна энтузиастка. Я ее знаю уже лет 20. У нее лошади, она сама за ними ухаживает, людей катает. Потом завела верблюда. Привела ко мне на обследование. Я выхожу, а у крыльца лечебницы стоит громадина. Пучеглазая, с длинными ресницами. Стал осматривать уши. Верблюду, видимо, не понравилось. Он взял и плюнул в меня. Верблюды-то, оказывается, плюются! Или вот недавно она же привезла мне на машине из Ханты-Мансийска самку северного оленя. Я при осмотре нашел у нее клеща. Говорю ей в шутку: у нас своих клещей хватает, а ты нам чужих везешь. Но в целом все нормально, вылечили. А через некоторое время везут мне олениху снова, уже беременную — будет у нас рожать. Правда, в Ижевске корма для нее — ягеля — нет, везти дорого, вот хозяйка и переводит ее на местное сено. А я подшучиваю: мол, только крокодила и не хватает».