Культура | Выставка
Авангард как он весь
30 марта в Еврейском музее и центре толерантности открывается выставка «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев. Часть II»
Нынешняя экспозиция станет продолжением той, которую мы видели весной 2016 года: снова русский авангард из российских провинциальных музеев. Только в прошлом году были вещи дореволюционные, а в этом — созданные после 1917 года.
Очарование первой и второй выставок прежде всего в шпалерной развеске картин. Все четыре стены от пола до потолка увешаны холстами. Перед вами не отдельные творцы, а явление. Каких-то художников можно узнать, большинство имен малоизвестно. Да и раскрученные мастера часто представлены нетипичными (ранними, поздними, редкими) работами, всем тем, что по каким-то обстоятельствам осело в запасниках региональных музеев.
Выставка — отзвук гигантской 30-летней работы по выявлению и каталогизации самого феномена «Русский авангард». Она началась в конце 1980-х. В те годы на Москву, как цунами, накатывали грандиозные персональные выставки: Марка Шагала, Казимира Малевича, Любови Поповой, Аристарха Лентулова, Павла Филонова. Страна заново открывала гигантский пласт искусства — все то, что по надуманным идеологическим причинам полвека было под запретом. Выяснилось, что русский авангард — не 20 первых имен и не 200 учеников и последователей, а тысячи участников по всей стране. В 1990–2000-х прошли эпохальные выставки «Великая утопия», «Москва — Париж — Берлин», «Амазонки русского авангарда» — все про русское искусство первой трети XX века, и из этого колодца еще можно черпать и черпать. Он совершенно необъятен — космос «Русский авангард».