«Образцовые» и «ненадежные»: как работает китайский социальный рейтинг
Разбираемся, как работает социальный рейтинг в Китае, и сравниваем его с «Чёрным зеркалом»

«Скажи, какой у тебя рейтинг, и я скажу, кто ты» — так бы могла звучать известная поговорка в современном Китае. Вы редко посещаете своих престарелых родственников, грубите соседям и любите хвастаться своим дорогим автомобилем? Осторожно, вы рискуете попасть в «черный список». Если вы гражданин Китая, конечно. Дело в том, что в Поднебесной уже несколько лет действует система социального кредита, более известная как «рейтинг социального доверия» — проект оценки граждан и организаций, который определяет их степень «благонадежности». Этот рейтинг может дать как государство, так и местные органы власти или крупные коммерческие компании. Единой системы нет: она все еще находится в разработке.

Официально о введении рейтинга доверия в некоторых провинциях Китая было впервые объявлено в 2014 году. Однако сама идея появилась довольно давно и была обусловлена экономическими причинами. Реформы Дэн Сяопина (1978-1979) утвердили политику «открытых дверей», которая должна была привлечь компании из-за рубежа. Чтобы увеличить приток инвестиций и сделать китайский рынок привлекательным для иностранных партнеров, правительству было необходимо решить проблемы, связанные с коррупцией и прозрачностью бизнеса, преодолеть кризис доверия. Решение было найдено в системе социального кредита. Примечательно, что похожая система оценки кредитоспособности действует в банковском секторе США (FICO). Однако китайская система отличается тем, что она больше укоренена в «доверие» и «честное поведение на рынке». Сегодня корпоративный социальный рейтинг дает возможность иностранным предпринимателям искать потенциальных деловых партнеров и проверять их «надежность». Для этой цели используется база данных — Cистема раскрытия кредитной информации национальных предприятий (National Enterprise Credit Information Publicity System). Рейтинг применяется и по отношению к самим иностранным компаниям. Поддержание хорошего кредитного рейтинга увеличивает шансы на сотрудничество с частными и государственными китайскими компаниями.
Сегодня рейтинг социального доверия вышел далеко за рамки экономики. Повышать самосознание граждан и утверждать «культуру искренности» было решено во всех сферах общества. Инициатива коснулась и частной жизни. На официальном уровне закрепляется определенная социальная норма. То, насколько человек ее соблюдает, определяет его доступ к социальным благами — возможности путешествовать, покупать недвижимость, проживать в отелях. Гражданин, «заслуживающий доверия», должен быть вознагражден, а «ненадежный» — наказан.