Культура
Художник — Ирина Корина
Ирина Корина в 2017 году реализовала одну из главных амбиций любого художника — попала в основной проект Венецианской биеннале. А попутно построила трехэтажную инсталляцию в атриуме «Гаража», где мы и обсудили с Ириной ее сомнения и достижения
Ваши работы яркие, и их даже называют «красивыми и веселыми». Вы согласны с таким определением?
Наоборот, я все время думаю, что мои работы очень тоскливые и мрачные, и делаю я их от печали, а не от невиданного ликования и веселья. Каждый проект связан с моими переживаниями и сомнениями, через него я пытаюсь разобраться с какой-то проблемой или примириться с тревожащей ситуацией.
Инсталляция «Хвост виляет кометой» в «Гараже» — это трехэтажная постройка, здание внутри здания. Мне интересно было в ней исследовать фигуру архитектора — тирана или режиссера, который создает пространства, и люди, попадая в них, подчиняются придуманному им сценарию перемещения и существования.
Я впервые задумалась о власти архитектора в театрах (Ирина окончила факультет сценографии ГИТИСа и оформляла спектакли в «Гоголь-центре», «Электротеатре Станиславский» и на других площадках. — Ред.), где всегда есть парадная часть для зрителя и туннели, норы и цеха для изготовителей. То же самое в магазинах, где есть склады и подсобки для рабочих, а покупатели ходят по длинным лабиринтам, чтобы соблазниться максимальным количеством товаров. Или в больницах с их секретными местами, куда не пускают пациентов. Архитектура — это отражение структуры общества. В одном и том же здании сосуществуют помещения, которые созданы для разных групп, они как будто разделены мембранами и недоступны друг для друга. В музеях все так же. Так что «Хвост виляет кометой» — это в том числе и диалог со зданием «Гаража», его архитектурой, с советским модернизмом 1960–1970-х и мечтами того времени.
С другой стороны, работа говорит о моем ощущении потери собственного пути, о растерянности и поисках. Через архитектуру «Хвоста» эти эмоции сможет почувствовать и зритель. Сразу обнаружить вход в инсталляцию невозможно: придется ходить вокруг и искать. Еще я установила несколько «приманок». Например, наверху есть беседка, которая должна привлекать любопытных. Но чтобы попасть внутрь, придется найти к ней правильную дорогу, а это не так просто. При этом что находится внутри нее — непонятно, это непрозрачный