Некоторые равнее: почему Силуанов вновь уступил Сечину
Решение о налоговых вычетах для Приобского месторождения ставит под вопрос решимость первого вице-премьера отстаивать свои позиции по принципиальным вопросам налогообложения
Решение об одобрении кабмином налоговых льгот для Приобского месторождения стало важнейшим для нефтяной отрасли событием, масштаб которого оценили не до конца. А ведь на самом деле это отличная лакмусовая бумажка, показывающая, как же на самом деле формируется налоговая политика в отношении нефтяных компаний.
Напомним очень краткое содержание предыдущих серий. Год назад Минфин декларирует необходимость ускорения налогового маневра, мотивируя рост налоговых сборов необходимостью выполнения инаугурационного указа президента России Владимира Путина. Отрасль, конечно, задает вопрос: а как финансировать новые проекты и добычу трудноизвлекаемых запасов? Нельзя же вечно жить на советском наследии. Нефтяники просят создать благоприятные условия для инвестиций в гринфилды и проекты с высокой выработкой.
Минфин на это замечает (причем не в первый раз), что в отрасли и так сложилась слишком серьезная система льгот. И поэтому если нефтяники снова намекают на переход на новый принцип налогообложения — а именно, взимание налогов с прибыли, а не с выручки, то надо отменить все льготы. И перейти к общему фискальному режиму. Правда, в итоге Минфин все же согласился ввести налог на дополнительный доход — НДД, в основе которого как раз налогообложение прибыли. Но в виде эксперимента и с огромной кучей оговорок, что сразу же сделало эту историю не слишком жизнеспособной.
Тем не менее в конце мая правительство на своем заседании приняло «принципиальное решение о поддержке Приобского как месторождения с трудноизвлекаемыми запасами». Ранее, в феврале, глава «Роснефти» Игорь Сечин просил российского президента Владимира Путина сделать для «Роснефти» исключение и предоставить ей налоговый вычет по НДПИ для Приобского месторождения, обводненность которого превышает 90%.
Вернемся к отмене льгот. Эту позицию Минфин отстаивает давно и пламенно, и вообще-то, она не лишена оснований. Льгот действительно много. В отрасли шутят, что та часть Налогового кодекса, которая посвящена налогам на нефтяные компании, напоминает учебник по геологии — настолько разнообразны имеющиеся там льготы, которые зависят и от географии месторождения, и от его геологической структуры. Но вот незадача — как мы выясняем, пламенные борцы с льготами вдруг поддерживают появление новых льгот. Что и показал кейс с Приобским месторождением.