Авиатранспорт и самолетостроение – слишком чувствительные для страны сферы

ForbesОбщество

Небо под санкциями. Что потеряет Россия от запрета на пролет иностранных самолетов

Авиатранспорт и самолетостроение – слишком чувствительные для страны сферы, чтобы использовать их в краткосрочных внешнеполитических целях. Об этом следует помнить, азартно обмениваясь санкционными ударами

Федор Борисов

Механизм санкций — сколь популярный, столь и малоэффективный способ политического давления на недружественные страны. В отношении мобилизационных командных экономик он, кажется, просто не имеет смысла — бедные страны и без санкций останутся бедными. Для богатых же государств это в целом неприятное, но чаще всего легко преодолимое событие. Для развивающихся экономик санкции более чувствительны, но, как правило, наибольший удар от них приходится по так называемому среднему классу, не составляющему в таких странах большинство. Поменять таким образом неугодный политический курс это никак не помогает, а чаще даже, наоборот, укрепляет действующий режим. Санкциями можно разве что загнать развивающуюся экономику в мобилизационную.

Однако санкции — это простая и понятная широким массам мера, которую легко предложить избирателям, увлекшимся геополитическими играми. А главное, они идеально отвечают на вопрос: «Ведь надо же что-то делать?» Оттого экономические ограничения остаются такими популярными. В санкционном противостоянии России и Запада дело, кажется, дошло и до авиационного транспорта.

Около трех лет назад война авиационных санкций вспыхнула между Россией и Украиной: две страны запретили друг другу полеты над своими территориями. Причем Украина поначалу и вовсе «выстрелила себе в ногу», закрыв только прямое сообщение с Россией, но сохранив на какое-то время транзит российских авиакомпаний над своей территорией. Быстро спохватившись, Киев закрыл для России все свое небо. В итоге обе стороны столкнулись с потерями. Для перевозчиков из России существенно выросли издержки при полетах в Турцию, Грецию и на Балканы, а национальный провайдер аэронавигационных услуг Украины «Украэрорух» потерял основную часть своих поступлений.

Кроме того, украинские авиакомпании фактически утратили возможность развития Киева как трансферной точки на азиатском направлении, что, впрочем, вряд ли сильно повлияло на их текущую деятельность. Быстро оправившись от краткосрочных шоков, обе стороны адаптировались к новым реалиям, а рынки авиатранспортных перевозок в обеих странах после годового затишья взяли курс на быстрый рост. Как и в большинстве других случаев, санкции нанесли урон обеим сторонам, но никого не остановили. Настоящим же победителем стала белорусская авиакомпания «Белавиа», построившая выгодный бизнес на трансферном потоке между Россией и Украиной. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Революция зарплат неизбежна: почему компаниям в России не хватает сотрудников Революция зарплат неизбежна: почему компаниям в России не хватает сотрудников

В России, вероятно, происходит «революция зарплат»

Forbes
InSight и спутники MarCO: NASA готовит грандиозную экспедицию на Марс InSight и спутники MarCO: NASA готовит грандиозную экспедицию на Марс

Уже совсем скоро ракета Atlas V доставит на Марс исследовательский модуль

Популярная механика
Борьба за равные права и против насилия: как живут современные женщины в Таиланде Борьба за равные права и против насилия: как живут современные женщины в Таиланде

Почему в Таиланде все громче звучат голоса фемактивисток

Forbes
Дима Билан, Сергей Лазарев и другие звезды на детской премии «Дай пять!» Дима Билан, Сергей Лазарев и другие звезды на детской премии «Дай пять!»

Церемония награждения Национальной телевизионной премии «Дай пять!»

Cosmopolitan
Пять языков любви Пять языков любви

Секрет прочных отношений

kiozk originals
«Кажется, я беременна...» «Кажется, я беременна...»

Ежегодно в России беременеет примерно каждая 20-я девушка в возрасте 15–19 лет

Psychologies
«Как армия к войне»: Билл Гейтс призывает готовиться к глобальным эпидемиям «Как армия к войне»: Билл Гейтс призывает готовиться к глобальным эпидемиям

По словам основателя Microsoft от эпидемий могут погибнуть миллионы

Forbes
Надежная защита бесплатной не бывает Надежная защита бесплатной не бывает

Какой продукт действительно обезопасит вашу систему

CHIP
Худи-бедно Худи-бедно

Поколение детей, которые приходят в «Детский мир», чтобы ничего там не купить

Esquire
Иллюзия катастрофы. Почему России не страшны санкции против госдолга Иллюзия катастрофы. Почему России не страшны санкции против госдолга

В скором времени нас может ожидать новый виток санкций

Forbes
Отдавай-ка родимую взад! Отдавай-ка родимую взад!

Продажа Аляски: ошибка или неизбежность?

Мир Фантастики
Место мужчины на кухне: почему мы толстеем Место мужчины на кухне: почему мы толстеем

Несправедливое распределение ролей на кухне обходится дорого,

Cosmopolitan
Цигун как духовная и энергетическая практика: техника безопасности Цигун как духовная и энергетическая практика: техника безопасности

Что будет, если начать практику цигун с дыхания?

Psychologies
Ход красным конем Ход красным конем

Выставка Кузьмы Петрова-Водкина открывается в Русском музее

Огонёк
Как самый юный разработчик «ВКонтакте» и Иван Ургант подсадили россиян на онлайн-викторины Как самый юный разработчик «ВКонтакте» и Иван Ургант подсадили россиян на онлайн-викторины

В 14 лет Сева работал в Meduza, а в 15 присоединился к команде «ВКонтакте»

РБК
Культурный код. Винзавод показывает в Третьяковке искусство XXI века Культурный код. Винзавод показывает в Третьяковке искусство XXI века

Как сделать бизнес на искусстве, и почему искусство — не бизнес

Forbes
«Бессмертный полк»: звезды показали своих родных, прошедших войну «Бессмертный полк»: звезды показали своих родных, прошедших войну

Традиция проводить в День Победы «Бессмертный полк» затронула и знаменитостей

Cosmopolitan
Целебные травмы Целебные травмы

О трагических событиях из жизни чувствительных натур

Maxim
В чем сила, Пратт? В чем сила, Пратт?

Крис Пратт одинаково успешно справляется со всеми трудностями

Glamour
АлСиб: легендарная авиатрасса Аляска - Сибирь АлСиб: легендарная авиатрасса Аляска - Сибирь

Легендарная трасса АлСиб в этом году примет летчиков снова

Популярная механика
Главный русский антигерой Главный русский антигерой

Судьба Григория Распутина стала темой десятков экранизаций за последние сто лет

Дилетант
2 слова, способных разрушить отношения 2 слова, способных разрушить отношения

Когда партнер нас не замечает, отвергает, мы даем себе клятву: «Больше никогда!»

Psychologies
Счастье есть Счастье есть

Некоторые эмоциональные привычки мешают нам жить

StarHit
Зерно странствий Зерно странствий

О королевском достоинстве рисового пудинга

Огонёк
Правила жизни Ивана Урганта Правила жизни Ивана Урганта

Правила жизни Ивана Урганта. Телеведущий, актер, 40 лет, Москва

Esquire
Дуа Липа: музыкальный транзит Дуа Липа: музыкальный транзит

Дуа Липа отправилась в первое турне и уже 2 июня выступит в «Крокус Сити Холле»

L’Officiel
Сложнее, чем кажется: наука правильного торможения Сложнее, чем кажется: наука правильного торможения

На процесс торможения влияет колоссальное количество факторов

Популярная механика
Растущая луна Растущая луна

Хо­ро­шо, что Matrang не ре­шил бро­сить му­зы­ку

Glamour
10 Instagram-аккаунтов, которые помогут тебе полюбить себя 10 Instagram-аккаунтов, которые помогут тебе полюбить себя

Подборка вдохновляющих аккаунтов. Подписывайся и наслаждайся!

Cosmopolitan
11 звездных детей, которым родители разрешают краситься, как взрослым 11 звездных детей, которым родители разрешают краситься, как взрослым

Дети знаменитостей, лояльно относящихся к самовыражению несовершеннолетних

Cosmopolitan
Открыть в приложении