Не только Первомай: откуда взялась традиция праздновать начало мая
В большинстве европейских стран, несмотря на их различия, майские торжества во многом совпадали, как совпадали нужды и надежды всех горожан и крестьян

Российские майские праздники с точки зрения истории совсем еще юны, а вот сама традиция праздновать окончательную победу лета над морозами стара как мир: людям всех времен в принципе свойственно радоваться хорошей погоде и теплым дням.
Духи и ведьмы
Один из самых известных майских праздников имеет кельтское происхождение. Это знаменитый Бельтайн — так в ирландском и шотландском языках называют, кстати, не только праздник, но и весь май вообще.
Как и осеннему Самайну, празднику придавалось огромное мистическое значение: в день перехода из одного сезона в другой границы между человеческим и потусторонним миром истончаются, и сквозь них может просочиться что-нибудь невероятное.

Правда, в отличие от мрачного Самайна, на Бельтайн в наш мир проникают в основном духи и боги с добрым нравом — все-таки они приносят за собой лето. Чтобы ритуально очиститься от прошлогодних бед и обновиться к новому сезону, на Бельтайн разжигали костры и прыгали через них, а заодно проводили между кострами скот. Это сразу напоминает о славянском Ивановом дне (вот только по времени эти праздники не совпадают), а заодно и о Вальпургиевой ночи.
Пока кельтские друиды прогоняли потусторонних злых духов, в германских странах начинали ритуальную охоту на окрестных ведьм, и майские костры жгли с инквизиторской целью. Очевидно, чтобы избежать участи европейских товарок, славянские ведьмы слетались в конце апреля отпраздновать наступление лета в какие-нибудь недоступные простым смертным места. Например, на знакомую всем Лысую гору.