Уже более ста лет пишется и говорится об экономике знания

НаукаНаука

Философия университета: мышление, знания, навыки

Уже более ста лет пишется и говорится об экономике знания. Эта традиция идет от Карла Маркса, а в конце XX века концепцию знания как ключевой составляющей социально-экономического развития человеческой цивилизации представляют такие мыслители, как Юрген Хабермас, Пьер Бурдьё, Мануэль Кастельс, Поль Ромер и другие.

Андрей Фетисов, менеджер образовательных проектов

Университет меняет свою форму в соответствии с вызовами каждой эпохи. Александр Казаков, Коммерсантъ

На фоне этой общепризнанной очевидности, как ни странно, требуется защищать университет как идею, как концепцию. Университеты, что кажется само собой разумеющимся, это то место, где делают науку. Университетские аудитории и лаборатории представляются одним из ключевых элементов технологического развития. Однако с 90‑х годов прошлого века появляются исследования о кризисе университетского образования. Например, показательно название одной из книг «Университет в руинах» Билла Ридингса, вышедшей еще в 1996 году.

Основной тезис книги заключается в том, что традиционная концепция университета как места академической свободы, исследований и образования подвергается значительным изменениям в результате процессов глобализации, коммерциализации и технологического развития. Ридингс анализирует, какие вызовы стоят перед современным университетом, включая тенденцию к утилитаризму, потерю автономии и исследовательской свободы, а также роль технологий в образовании.

Книга российского автора Сергея Зуева «Университет. Хранитель идеального», с одной стороны, посвящена пониманию места университета в современном мире, с другой — это попытка автора защитить университет. Фактически это изложение философии университета, хотя в книге много внимания уделено и актуальной управленческой практике, и истории университетского образования.

Модели университета

Классическая модель характеризуется универсальностью, единством и автономией университета, который стремится к постижению истины и культивированию человеческого духа.

Модернистская модель характеризуется специализацией и интеграцией университета, который служит потребностям общества и государства, а также развитию науки, технологии и инноваций.

Постмодернистская модель характеризуется гибкостью и сетевыми формами существования университета, который адаптируется, с одной стороны, к требованиям рынка, но стремится сохранять разнообразие культур и ценностей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении