Что удалось понять и достичь в генетике, а что остается тайной за семью печатями

НаукаНаука

Академик Валерий Пузырев: именно генетика и сделала медицину наукой

Беседовала Наталия Лескова

Фото: Андрей Афанасьев

Научный руководитель Томского национального исследовательского медицинского центра академик Валерий Пузырев — один из основоположников медицинской генетики в Сибири. Когда полвека назад он учился в Новосибирском медицинском институте, в Сибири было одно-единственное научное генетическое учреждение — Институт цитогенетики и генетики СО АН СССР. Первая лаборатория медицинской генетики была открыта в 1978 году в Институте клинической и экспериментальной медицины АМН СССР, но вскоре почти всем составом ее сотрудники переехали из Новосибирска в Томск. Так родился Институт медицинской генетики, который в течение 30 лет (1986–2015) возглавлял академик Пузырев. Что удалось понять, достичь, а что остается тайной за семью печатями, об этом наш разговор.

— Валерий Павлович, в этом году исполняется 135 лет с момента образования первого на востоке страны, в Томске, университета. В истории его становления и развития есть ли «генетические маркеры»?

— Конечно, есть! Прежде всего — Василий Маркович Флоринский, основатель и устроитель Томского императорского университета, попечитель Западно-Сибирского учебного округа, выпускник Петербургской медико-хирургической академии, который был профессором кафедры акушерства и гинекологии, а позднее организовал первую в России кафедру педиатрии. В 1865 году после возвращения из зарубежной научной командировки опубликовал сначала в нескольких номерах журнала «Русское слово», а через год — в виде отдельной книги «Усовершенствование и вырождение человеческого рода». В ней автор изложил «физиологические законы наследственности» (шесть основных положений) и свою концепцию, которую кратко обозначил строчкой: «Гигиена бракосочетания — вот корень народного здоровья».

История русской генетики

— Звучит актуально.

— Согласен! Спустя сто с небольшим лет советский историк генетики профессор Иван Канаев написал статью «На пути к медицинской генетике» («Природа», 1973). Так был обозначен исток медицинской генетики в России.

Но в этом же году в Англии двоюродный брат Чарльза Дарвина антрополог Фрэнсис Гальтон высказывает идею вирикультуры — кастового «разведения» талантливых людей. Такие люди должны заключать браки только внутри своего сообщества, не смешиваясь с остальной массой человечества. Позднее англичанин заменил «вирикультуру» на термин «евгеника». Поразительное свидетельство актуальности темы и роли Флоринского — недавно, буквально пять лет назад, в Кембридже издана книга «С и без Гальтона. Василий Флоринский и судьба евгеники в России». 660 страниц на английском. Автор — Николай Кременцов. Вспомним еще одно событие 1865 года: первооткрыватель законов наследственности Грегор Мендель доложил результаты своих опытов над растительными гибридами брюннскому Обществу естествоиспытателей. Так непросто рождалась генетика.

— Знаю, что Флоринским список томских генетических светил не ограничивается…

— В год открытия Томского университета, в 1888 году, 1 сентября по поручению Флоринского первую лекцию первым студентам Сибири прочитал молодой профессор, только что приехавший в Томск из Казани на службу по кафедре ботаники Сергей Иванович Коржинский. «Что такое жизнь?» — так интригующе звучала тема лекции. Тема эта очень актуальна, особенно в наше время геномной революции. Мало того, его лекция в год прочтения была издана отдельной брошюрой в 48 страниц в Томске.

Коржинский проработал в Томске четыре года и переехал в Петербург.

Там он наряду с ботаническими исследованиями занимался мутационной теорией эволюции (теория гетерогенезиса). Его воззрения отличались от дарвиновских. Он, как и голландский биолог Х. Де Фриз, был сторонником сальтационизма (saltus лат. — «скачок»), предположения о быстром, в течение нескольких поколений, появлении новых, ранее не существующих видов. За выдающиеся заслуги в науке в 1898 году он был избран ординарным академиком Императорской академии наук. Похоже, он и был первым академиком, работавшим в Сибири.

— В научной деятельности врача (Флоринский) и ботаника (Коржинский) важна детальность исследования наследственной компоненты в развитии изучаемых ими объектов (человека, в одном случае, растительного мира — в другом). Как думаете, актуальность таких направлений в исследовании сохраняется в наше время?

— Прошло сто лет, к началу XXI века окончился проект «Геном человека» (2003). Осуществилась надежда ученых-медиков, высказанная в 1892 году канадским врачом Уильямом Ослером: «Если бы не эта огромная межиндивидуальная изменчивость, медицина могла бы быть наукой, а не искусством». Именно сейчас охвачены биологические основы индивидуальной изменчивости, появилась возможность описывать индивидуальные геномы в терминах конкретных генов, мыслить огромными объемами информации, подключая биоинформатику. Я все больше убеждаюсь, что именно генетика сделала медицину наукой. Единство искусства врачевания, накапливаемого веками, оттачиваемое и совершенствуемое новыми инструментами ремесла лечебного дела, и «генетизация» специальных знаний — основа развития современной медицины.

Синтропные болезни

— Знаю, что вы занимались, в частности, изучением коморбидности. Как я понимаю, коморбидность — это сочетание нескольких разных болезней. Оказывается, это может иметь генетическую природу?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как икс стал неизвестным и к чему это привело Как икс стал неизвестным и к чему это привело

Почему неизвестную величину принято обозначать именно буквой x?

Наука и жизнь
Правда ли, что белок влияет на газообразование Правда ли, что белок влияет на газообразование

Протеин не является основным виновником вздутия и газообразования

ТехИнсайдер
Спуск на Эверест Спуск на Эверест

Спелеология – это наука плюс спорт. Рекордные глубины пещер в нашем материале

ТехИнсайдер
Лещина и фундук Лещина и фундук

Лещина, или орешник — род кустарников, подаривший нам фундук

Наука и жизнь
Бескишечные морские черви, нефть, газ и жизнь на других планетах Бескишечные морские черви, нефть, газ и жизнь на других планетах

За чей счет существуют классические погонофоры?

Наука и жизнь
«Едем по эскалатору вниз»: как живут родственники людей с инвалидностью «Едем по эскалатору вниз»: как живут родственники людей с инвалидностью

Глаза из сборника «Красные блокноты Кристины» — о хрупкости и уязвимости

Forbes
«Тётя Аврора» вылетела в три часа… «Тётя Аврора» вылетела в три часа…

Я как безумный метался и думал: мы или они? Мы или они?

Дилетант
В мире странствий В мире странствий

Мы поговорили с Ниной о том, как важно ничего не бояться, даже «в Африку гулять»

OK!
Назад в коммуналки Назад в коммуналки

В условиях дорогой ипотеки москвичи покупают квартиры в складчину

Деньги
Что такое феномен «стеклянного потолка» и как он влияет на качество жизни Что такое феномен «стеклянного потолка» и как он влияет на качество жизни

Всегда ли только от нас зависит наш личностный и карьерный рост?

Правила жизни
Релокация в детство Релокация в детство

«Шепот сердца»: сказка из прошлой жизни

Weekend
Читаем этикетки Читаем этикетки

Опасные и безопасные пищевые добавки: список и советы нутрициолога

Лиза
Уважайте конституцию Уважайте конституцию

Тип фигуры может сообщить нам много. И подсказать, как привести тело в порядок

Добрые советы
Новое небо Новое небо

Астрономы обнаруживают в космическом прошлом массивные и зрелые галактики

Наука
Фантазировать и\или желать Фантазировать и\или желать

Как способность создавать в воображении миры может помешать жить в реальности

Psychologies
Мечта как бунт Мечта как бунт

«Алые паруса»: Пьетро Марчелло экранизирует Александра Грина

Weekend
6 причин, по которым мужчины сливают в Cеть нюдсы своих бывших 6 причин, по которым мужчины сливают в Cеть нюдсы своих бывших

Психологи нашли объяснение, почему мужчины выкладывают нюдсы своих бывших

Maxim
Как разговаривать с пьяным человеком? Как разговаривать с пьяным человеком?

Как вести себя в ситуации, когда пьяного человека невозможно игнорировать?

Psychologies
«Инвесторы доверяют российскому рынку» «Инвесторы доверяют российскому рынку»

Российские инвестиции работают в отрыве от внешних рынков капитала третий год

Деньги
«Пустые клеточки» таблицы Менделеева «Пустые клеточки» таблицы Менделеева

Откуда берутся новые химические элементы? Зачем расширять таблицу Менделеева?

Наука и жизнь
Илья Кабаков Илья Кабаков

Правила жизни художника-концептуалиста Ильи Кабакова

Правила жизни
Правда ли, что котам на флоте давали паспорта с отпечатком лапки Правда ли, что котам на флоте давали паспорта с отпечатком лапки

Были ли у котов на флоте настоящие документы, а не только "усы, лапы и хвост"?

ТехИнсайдер
Гроздья монет: как Uzum стал первым «единорогом» в Узбекистане Гроздья монет: как Uzum стал первым «единорогом» в Узбекистане

Как узбекистанский Uzum добился инвестиций в размере более $100 млн

Forbes
Мексиканская Калифорния с севера на юг Мексиканская Калифорния с севера на юг

Калифорнийский полуостров — место особенное

Y Magazine
«Величайший португалец» «Величайший португалец»

Хозяином Португалии был Антониу Салазар, а его богом была Стабильность

Дилетант
Модный разговор с Владимиром Славским. Глафира Тарханова: «Улыбка — лучший аксессуар женщины» Модный разговор с Владимиром Славским. Глафира Тарханова: «Улыбка — лучший аксессуар женщины»

Стоит ли слепо следовать трендам? Как выбирать одежду для выхода?

Караван историй
Выжить после удара метеорита, авиакатастрофы и кораблекрушения: 10 самых везучих людей на планете Выжить после удара метеорита, авиакатастрофы и кораблекрушения: 10 самых везучих людей на планете

Рассказываем истории людей, которые прямо таки родились «под счастливой звездой»

ТехИнсайдер
Спа среди хвойного леса Спа среди хвойного леса

Превращение неиспользуемой части гаража в домашний спа-комплекс

Идеи Вашего Дома
Где хранить зимнюю одежду, если у тебя нет шкафов или места в них не хватает: советы организаторов пространства Где хранить зимнюю одежду, если у тебя нет шкафов или места в них не хватает: советы организаторов пространства

Всякий раз оттягиваешь момент, когда нужно убрать зимние вещи?

VOICE
«Мы начнем все заново». Главы из романа Хелены Побяржиной «Другие ноты» «Мы начнем все заново». Главы из романа Хелены Побяржиной «Другие ноты»

Второй роман Хелены Побяржиной о молчании, смерти, предательстве и музыке

СНОБ
Открыть в приложении