Владимир Буткевич первым задался проблемой соотношения бактерий

Наука и жизньНаука

Открытие, получившее признание через век

Вспоминая Владимира Степановича Буткевича, который первым задался проблемой соотношения культивируемых и некультивируемых бактерий в природном объекте

Академик Алексей Богданов

Приват-доцент Императорского Московского университета В. С. Буткевич, 1902 год. Фото из архива автора.

Чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать.
Станислав Лем

Считается, что в биосфере Земли обитает от пятисот тысяч до одного миллиона видов микроорганизмов, чьё разнообразие сложилось за 3,5 миллиарда лет биологической эволюции. Однако микробиологам до самого последнего времени удалось полностью охарактеризовать где-то около 5000 из них. Для сравнения заметим, что коллегами микробиологов — зоологами и ботаниками — описано подавляющее большинство земных видов растений и животных. Причина «отставания» кроется совсем не в том, что микробиология гораздо моложе других разделов классической биологии. Чтобы описать и охарактеризовать бактерии, их прежде всего нужно вырастить (культивировать) в искусственной среде, лучше всего на чашках Петри в виде индивидуальных колоний. За этим следует описание морфологии и особенностей метаболизма нового вида. И, наконец, этому виду даётся имя.

До последнего времени в лабораторных условиях удавалось вырастить в виде отдельных колоний только от нескольких долей процента до нескольких процентов (в среднем около 1%) видов бактерий из природных источников, в зависимости от того, в какой природной среде они обитали. Эти цифры получают, сравнивая число бактерий, образующих индивидуальные клоны в лаборатории, с общим числом живых бактерий в том или ином природном объекте. Последнее определяют прямым подсчётом бактериальных клеток под микроскопом. Важно подчеркнуть, что в популяции некультивируемых бактерий, наряду с ещё неизвестными науке видами (их, как правило, большинство) находят и хорошо известные, поскольку многие бактерии в определённых (обычно стрессовых) условиях переходят из культивируемых форм в некультивируемые.

То, что далеко не все бактерии, обитающие в природной среде, удаётся вырастить в лабораторных условиях, было известно микробиологам ещё в конце ХIX века. Однако только сравнительно недавно американский учёный Ким Льюис из Северо-Восточного университета в Бостоне задался вопросом, кто и когда впервые строго оценил соотношение культивируемых и некультивируемых бактерий в природном объекте. Его поиск привёл к работе 1932 года, опубликованной нашим соотечественником Владимиром Степановичем Буткевичем: «Методика бактериологического исследования и некоторые данные по распространению бактерий в воде и грунтах Баренцева моря»1. В этой исторической находке, о которой К. Льюис рассказал на одной из научных конференций в МГУ им. М. В. Ломоносова, есть много необычного. Достаточно сказать, что в научных биографиях В. С. Буткевича (1872—1942), крупного российского учёного, члена-корреспондента АН СССР, автора многих пионерских работ и открытий в области биохимии и физиологии микроорганизмов и растений, это научное достижение никогда не упоминалось. Кроме того, признание приоритета российского учёного на Западе через многие десятки лет — явление в современной истории науки почти исключительное.

Владимир Степанович Буткевич родился в имении отца в Тульской губернии. Окончив Тульскую классическую гимназию в 1889 году, он твёрдо решил посвятить себя сельскохозяйственным (или, как тогда говорили, агрономическим) наукам. Однако, чтобы глубоко изучить математику, физику и, в особенности, химию, он вначале поступил в Императорский Московский университет (ныне — Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова) на физико-математический факультет и только после его окончания в 1894 году — в Московский сельскохозяйственный институт (впоследствии Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева). В университете и в институте учителями Буткевича были корифеи российской науки — физики А. Г. Столетов, Н. А. Умов и П. Н. Лебедев, химики В. В. Марковников, И. А. Каблуков и Н. Я. Демьянов, биологи К. А. Тимирязев, Д. Н. Прянишников, П. С. Коссович. Под руководством последнего он работает некоторое время после окончания института (1897 год). Затем (в 1898—1901 годах) — почти обязательная для того времени стажировка за границей, сначала в Цюрихе у одного из основоположников биологической химии Э. Шульце, а потом в Лейпциге у выдающегося немецкого биохимика и физиолога растений В. Пфеффера.

Блестящие способности Буткевича и его первые работы по протеолитическим ферментам растений были замечены, и Московский сельскохозяйственный институт приглашает его для подготовки к профессорскому званию. В эти годы формируются основные направления его многолетних исследований, связанных с изучением превращений азотистых веществ в высших растениях. В эти же годы складывается отточенный стиль работы Буткевича-экспериментатора, характерной особенностью которого было редкое для того времени глубокое проникновение в химизм биологических процессов. В 1902 году он становится приват-доцентом Императорского Московского университета, в 1905 году там же защищает магистерскую диссертацию. В 1904 году выходит в свет его первая монография «Регрессивный метаморфоз белковых веществ в высших растениях и участие в нём протеолитических ферментов», ставшая событием в научной жизни Москвы.

Всё это позволяет В. С. Буткевичу занять место профессора и возглавить кафедру физиологии растений и микробиологии в одном из престижнейших научных и учебных учреждений России — Ново-Александрийском институте сельского хозяйства и лесоводства (1905 год), расположенном недалеко от Варшавы. С этим институтом связаны имена классиков отечественной науки — основоположника научного почвоведения В. В. Докучаева, химиков Е. Е. Вагнера и А. Е. Арбузова. В Новой Александрии (ныне город Пулавы, Польша) В. С. Буткевич начинает свои, вошедшие в учебники, работы по биохимии низших грибов. Он много преподаёт, создаёт новые лекционные и лабораторные курсы. Он серьёзно увлекается практической агрохимией и изобретает простой и быстрый способ определения качества входящих в широкое употребление химических азотистых удобрений по их воздействию на рост культуры плесневых грибков. Первая мировая война, революция, а затем гражданская война прерывают один из самых плодотворных периодов жизни В. С. Буткевича. Уже осенью 1914 года Ново-Александрийский институт эвакуируют в Харьков. И лишь в 1921 году Владимиру Степановичу удаётся вернуться в Москву, теперь уже навсегда, и завершить работу, начатую в Новой Александрии.

Пулавы (Польша). Бывший дворец князей Чарторыйских, в котором с середины 1800-х годов до 1914 года располагался Ново-Александрийский институт сельского хозяйства и лесоводства. Фото автора, 2008 год.

В Москве Буткевич организует микробиологические лаборатории в нескольких научных институтах, но основным местом его работы стала кафедра микробиологии и физиологии растений в его Alma Mater — Тимирязевской академии. Этой кафедрой он заведовал с 1928 года до свой смерти в 1942 году. Здесь были выполнены его классические работы по механизму превращений органических кислот в клетках растений и низших грибов, по механизму дыхания растений, здесь были начаты широко известные работы по биологической фиксации атмосферного азота, продолженные после его смерти его ближайшим учеником М. В. Фёдоровым.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Банкноты-путеводители: по курсу евро Банкноты-путеводители: по курсу евро

Увидеть необычные достопримечательности можно, не тратя евро, а рассматривая их

Вокруг света
Микропластик превратили в углекислый газ и воду Микропластик превратили в углекислый газ и воду

Канадские химики разработали новый метод очистки воды от микрочастиц полистирола

N+1
О чём поведала астролябия VP-856 и как цифровые карты помогли заглянуть в прошлое О чём поведала астролябия VP-856 и как цифровые карты помогли заглянуть в прошлое

Как ученые и путешественники делали первые карты и измеряли расстояния

Наука и жизнь
Как стилисты выбирают одежду клиентам — 15 лайфхаков, о которых ты не знала Как стилисты выбирают одежду клиентам — 15 лайфхаков, о которых ты не знала

В нашем материале ты найдешь лайфхаки, которые помогают стилистам в их работе

Cosmopolitan
Число круче, чем π Число круче, чем π

На сегодняшний день нет области знаний, где бы число е не использовалось

Наука и жизнь
Стамбульский дневник Стамбульский дневник

В Турции не замечаешь, какой кусочек пахлавы ешь за день

Seasons of life
Неизвестный минерал из вулкана Толбачик Неизвестный минерал из вулкана Толбачик

Сотрудники СПбГУ обнаружили новый минерал на территории вокруг вулкана Толбачик

Наука и жизнь
Архитектурные проекты прошлого, которые рассказывают о будущем Архитектурные проекты прошлого, которые рассказывают о будущем

Идеи будущего Ле Корбюзье, Эля Лисицкого, советских и зарубежных архитекторов

VC.RU
Конец эпохи Аресибо Конец эпохи Аресибо

Cамый известный в мире радиотелескоп разрушился

Наука и жизнь
Видимые-невидимые - 2 метода коррекции прикуса: брекеты или элайнеры? Видимые-невидимые - 2 метода коррекции прикуса: брекеты или элайнеры?

Что лучше для исправления прикуса — традиции или современные технологии

Cosmopolitan
Великое нашествие Великое нашествие

Вторжение монголов обратило русских государей в деспотов ордынского типа

Дилетант
Карлсон научит тебя НЛП Карлсон научит тебя НЛП

Краткий курс НЛП от привидения с мотором

Maxim
Живительный церий Живительный церий

Прообразы будущих препаратов, которые могли бы получить практическое применение

Наука и жизнь
Лучшая книга про похмелье: как подобрать лекарство от болезни, в которой виноваты мы сами Лучшая книга про похмелье: как подобрать лекарство от болезни, в которой виноваты мы сами

Отрывок из книги Шонесси Бишоп-Столл «Похмелье»

Forbes
Секретарь Республики Секретарь Республики

Нормальная жизнь Никколо ди Бернардо деи Макиавелли оборвалась 16 декабря 1512 г

Наука и жизнь
Сильный круговой дихроизм обнаружили при многофотонной ионизации атомов Сильный круговой дихроизм обнаружили при многофотонной ионизации атомов

Ученые обнаружили дихроизм в спектрах рассеянных электронов

N+1
Грозовой реактор Грозовой реактор

Физики обнаружили, что грозы порождают в атмосфере позитроны и изотопы

Наука и жизнь
Престо, модерато, адажио Престо, модерато, адажио

Рассказ Игоря Вереснева

Наука и жизнь
Подмосковное озеро расскажет о развитии Земли Подмосковное озеро расскажет о развитии Земли

В Московской области нашли озера, которые могут иметь метеоритное происхождение

Наука и жизнь
Почему имплантация невозможна без стоматолога-ортопеда? Почему имплантация невозможна без стоматолога-ортопеда?

Почему для успеха имплантации необходимы не один врач, а два

Cosmopolitan
Почему Генрих — не Генрих, а Людовик — не Людовик? Почему Генрих — не Генрих, а Людовик — не Людовик?

О проблеме перевода или огласовки иностранных имён собственных

Наука и жизнь
Разрешите себе лениться: зачем это нужно и почему полезно Разрешите себе лениться: зачем это нужно и почему полезно

Специалисты призывают не подавлять свою потребность иногда полениться

Psychologies
Кулебяка — украшение русского стола Кулебяка — украшение русского стола

Старинная русская кулебяка — традиционное новогоднее угощение

Наука и жизнь
Мусор или реликвия: как коллекционер пивных банок помогает археологам Мусор или реликвия: как коллекционер пивных банок помогает археологам

Все зависит от угла, под которым вы смотрите на науку

Популярная механика
Модные вещи минувшего десятилетия, которые мы полюбили Модные вещи минувшего десятилетия, которые мы полюбили

В прошедшем десятилетии были вещи, которые мы полюбили искренне

РБК
Триумфальное возвращение 57-го калибра Триумфальное возвращение 57-го калибра

Дистанционно-управляемые боевые модули

Популярная механика
Йоко Оно Йоко Оно

Правила жизни художницы, музыкантки и вдовы Джона Леннона Йоко Оно

Esquire
История мамы ребенка с аутизмом: «Творчество стало моей терапией» История мамы ребенка с аутизмом: «Творчество стало моей терапией»

Где взять ресурсы родителям особенных детей

Psychologies
Правила жизни Адриано Челентано Правила жизни Адриано Челентано

Правила жизни музыканта и актера Адриано Челентано

Esquire
10 ситуаций, которые выглядят романтично в фильмах, но в жизни — пугающе 10 ситуаций, которые выглядят романтично в фильмах, но в жизни — пугающе

Кино — это не инструкция по применению!

Maxim
Открыть в приложении