Как ученые и путешественники делали первые карты и измеряли расстояния

Наука и жизньИстория

О чём поведала астролябия VP-856 и как цифровые карты помогли заглянуть в прошлое

Кандидат физико-математических наук Сергей Масликов, президент Новосибирского астрономического общества

Карта мира по Птолемею, как она представлена в Атласе древней и классической географии Сэмюэла Батлера, изданном в 1907 году.

Люди издавна задумывались о размерах окружающего мира, строили карты, объясняющие его устройство. Настоящей библией античного мира стал объёмный труд «География», составленный греческим учёным Клавдием Птолемеем в середине II века. Если бы кто-то смог посчитать его индекс цитируемости, то он превзошёл бы все мыслимые значения. Более тысячи лет на основе «Географии» составлялись все новые трактаты и зиджи*. Птолемей не только изложил теоретические основы географии как науки, но и составил список координат 6345 пунктов, предложил способ изображения земного шара на плоской поверхности и построил близкую к реальности карту мира. Правда, он преуменьшил размер Земли в 1,4 раза. Тем не менее этой картой пользовались более тысячи лет. Даже Христофор Колумб в 1492 году, отправляясь на поиски нового пути в Индию, ориентировался по карте Птолемея. Может ли кто-то из современных учёных мечтать о таком длительном применении своих открытий?

*Зиджи — арабские астрономические таблицы и справочники.

Какие координаты использовал Птолемей? Хорошо известные ныне широты и долготы. Конечно, Птолемей не знал про гринвичский меридиан и точкой отсчёта для долгот считал традиционно используемые и до него мифические острова Фортуны. Эти выдуманные острова были якобы расположены в Атлантическом океане. Удобство их использования заключалось в том, что они лежали западнее самой крайней точки известной в то время суши. Так что все долготы, отсчитываемые к востоку от этих островов, должны были иметь положительные значения. Как мы сейчас знаем, эти острова «лежали» примерно на 20 градусов западнее современного гринвичского меридиана, там, где находятся реальные Канарские острова.

Часть карты обширного арабского халифата. Показаны некоторые караванные пути VII—IX веков на территории Ближнего Востока

В современной геодезии для построения карты требуется создать сеть опорных пунктов с надёжно измеренными координатами. А вот как раз с этим-то в древности дело обстояло плохо. Если широты были худо-бедно измерены для пары десятков пунктов, то измерение долготы в то время было не просто проблемой, но очень большой проблемой. Древние знали только один способ определения долготы — по одновременному наблюдению лунных затмений из удалённых друг от друга пунктов. Но таких измерений было — раз-два и обчёлся. Поэтому на деле измерялись расстояния между городами, а затем эти расстояния преобразовывались в разности долгот.

Главными помощниками в деле измерения Земли на протяжении многих столетий были верблюды — основная тягловая сила у народов, живущих в засушливых регионах мира. Верблюды были одомашнены человеком за две тысячи лет до нашей эры. Благодаря своей выносливости, способности передвигаться по сыпучим пескам или мелким камням и до двух недель обходиться без воды эти животные стали незаменимы при перемещении грузов и людей. Именно с помощью верблюдов осуществлялись торговые связи во времена Античности и Средневековья — от Атлантического океана до Индии и Китая. Для нас интересно то, что по времени преодоления верблюдами пути между городами высчитывались расстояния, а затем и координаты городов.

Понятно, что спидометров в те далёкие времена не существовало, про шагомеры ничего не известно. Точного времени тоже не было. Время можно было определить с помощью походной астролябии, а в некоторых городах на площадях были установлены солнечные часы. Караван за сутки проходил от 30 до 50 километров — расстояние между караван-сараями, но в пути верблюды (да и люди) нуждались в остановках. Единица длины, равная расстоянию между остановками, существовала ещё в Древнем Египте и обозначалась термином «схен». Арабы называли такое расстояние «фарсах» или «фарсанг». А вот в том, как перевести эту величину в привычные нам километры, у исследователей существует большой разброс мнений.

Фото: Library of Congress/Wikimedia Commons/PD

Чему равен фарсах?

Как выяснилось, схен, а значит и фарсах связаны с более короткой единицей, использовавшейся ещё древними греками, — стадием. Но со стадием тоже не всё ясно. У Птолемея длина стадия равна 185 м. У Эратосфена и других авторов был свой «короткий» стадий — 157,5 м. Так или иначе, в схене, согласно греческим источникам, должно было быть то ли 30, то ли 40 стадиев. Поэтому длина схена — от 4,7 до 7,4 км. Имеется и другой эталон длины — египетский локоть. Его длина по измерениям памятников равна 52,5 см (по другим данным 54,0—54,8 см). В схене 12 000 локтей, значит он равен 6,3 км.

Споры о соответствии древних и современных единиц длины продолжаются и в настоящее время. Оказывается, был ещё так называемый королевский локоть, длина которого, как вы понимаете, должна быть больше обычного.

Известны несколько «естественных» определений длины фарсаха. Например, на основании свойств нашего зрения. Разрешающая способность глаза — около одной угловой минуты. Именно под таким углом можно разглядеть в пустынной местности на контрастном фоне фигуру человека, находящегося на расстоянии около 6 км. Понятно, что индивидуальные свойства зрения делают это определение слишком неопределённым. Другие источники сообщают, что звуки барабана в пустыне слышны на расстоянии одного фарсаха. Интересно — какого именно барабана? Или что фарсах — это расстояние, которое может на полной скорости проскакать всадник, не загнав лошадь.

Проверить длину фарсаха пытались многие исследователи. Русский востоковед XIX века Николай Владимирович Ханыков (1819—1878) сравнил некоторые описанные древними расстояния с теми, которые он измерил самостоятельно, и получил самое большое из всех существующих значение фарсаха — 9,4 км. У зарубежных исследователей фигурируют более короткие значения — 5,67 км (А. Хаутум-Шиндлер), 6 км (В. Хинц) и др. Не исключено, что в разные века и длина фарсаха могла немного меняться.

Незаменимым подспорьем в таких исследованиях были распространённые в прошлом путевые книги. Это записки путешественников, где подробно изложены дорожные пункты и расстояния между ними. Классикой жанра является, например, «Книга путей и стран» мусульманского географа иранского происхождения Ибн Хордадбеха (IX век) или записки странствующего арабского купца Ибн Баттуты (XIV век).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иллюзия успеха Иллюзия успеха

Четыре истории о талантливых мастерах пускать пыль в глаза

Популярная механика
5 физиологичных поз для сна: найдите свою 5 физиологичных поз для сна: найдите свою

Какие положения во время сна считаются физиологичными и кому они подходят

Psychologies
«Люди людей еши» «Люди людей еши»

Неурожайные года и голод на Руси

Дилетант
В чертах лица латиноамериканцев обнаружили наследие денисовцев В чертах лица латиноамериканцев обнаружили наследие денисовцев

Ученые из 13 стран выявили у латиноамериканцев гены, связанные с чертами лица

N+1
Клио на баррикадах Клио на баррикадах

Дискуссию о преподавании истории продолжает Леонид Кацва

Дилетант
Неизвестные X и Y Неизвестные X и Y

Как и, главное, зачем природа разделила обитателей земли на юношей и девушек

Вокруг света
Когда близнецы не похожи друг на друга Когда близнецы не похожи друг на друга

Почему одни близнецы похожи друг на друга, а другие нет?

Наука и жизнь
Как правильно медитировать дома: 13 советов для начинающих дзэнщиков (ом-м-м) Как правильно медитировать дома: 13 советов для начинающих дзэнщиков (ом-м-м)

Подборка советов для желающих начать медитировать

Playboy
Магнитная. Тайны космических всплесков Магнитная. Тайны космических всплесков

Магнетары — нейтронные звезды, помогающие раскрыть загадки космоса

Наука и жизнь
Элеонора Севенард: «В балете, как в жизни, – если упал, надо подниматься и продолжать» Элеонора Севенард: «В балете, как в жизни, – если упал, надо подниматься и продолжать»

Солистка Большого театра Элеонора Севенард о плюсах служебного романа

Grazia
Насекомые — пища на все времена Насекомые — пища на все времена

Поедание насекомых стимулировало трудовую деятельность наших предков

Наука и жизнь
Комедийные актеры 80-х, которые куда-то запропастились Комедийные актеры 80-х, которые куда-то запропастились

Что случилось с Чеви Чейзом, Стивом Гуттенбергом, и прочими Стивами Мартинами?

Maxim
Великое нашествие Великое нашествие

Вторжение монголов обратило русских государей в деспотов ордынского типа

Дилетант
Первая глава романа «Братство» Ингара Йонсруда Первая глава романа «Братство» Ингара Йонсруда

Отрывок из дебютного детективного романа «Братство» Ингара Йонсруда

СНОБ
Подмосковное озеро расскажет о развитии Земли Подмосковное озеро расскажет о развитии Земли

В Московской области нашли озера, которые могут иметь метеоритное происхождение

Наука и жизнь
К растяжке через расслабление: 5 шагов к гибкости К растяжке через расслабление: 5 шагов к гибкости

Мечтаете сесть на шпагат или встать на мостик?

Psychologies
Е-коммерческий банк Е-коммерческий банк

Лев Хасис строит партнерства ради торговых и платежных сервисов «Сбера»

Forbes
Моя семья и другие звери Моя семья и другие звери

История любви Николая и Татьяны Дроздовых длиной в сорок четыре года

Tatler
Казнь мятежников Казнь мятежников

Мятежники были приговорены к смертной казни через повешенье

Дилетант
Снижающий нагрузку рюкзак научили вырабатывать энергию Снижающий нагрузку рюкзак научили вырабатывать энергию

Как работает рюкзак, который снижает нагрузку и вырабатывает энергию

N+1
Подземная изоляция Подземная изоляция

Кроты настолько асоциальны, насколько это возможно для млекопитающих

Вокруг света
Максим Диденко и Павел Семченко — о своей выставке в ГРАУНД Солянке Максим Диденко и Павел Семченко — о своей выставке в ГРАУНД Солянке

Максим Диденко и Павел Семченко — о понимании жизни и борьбе с социопатией

СНОБ
Гагарин. Космос — последняя мечта человечества Гагарин. Космос — последняя мечта человечества

К годовщине полета Юрия Гагарина: каким он был и о чем мечтал. Часть 2

Esquire
Почему у тебя могут сохнуть глаза ночью (да, так бывает) Почему у тебя могут сохнуть глаза ночью (да, так бывает)

Крайне неприятное ощущение

Playboy
Изобрести велосипед на последней миле: как стартап из Краснодара вырос в 21 раз за счет ИИ и «ВкусВилла» Изобрести велосипед на последней миле: как стартап из Краснодара вырос в 21 раз за счет ИИ и «ВкусВилла»

Как стартап «Чекбокс» способен составить конкуренцию лидерам индустрии доставки

Forbes
Самые безумные и странные традиции средних веков Самые безумные и странные традиции средних веков

Средневековые традиции, которые выходили за все рамки адекватности

Популярная механика
Вышел сериал Вышел сериал

"Кларисса" — сериальное продолжение легендарного "Молчания ягнят"

Esquire
Эффектный конский хвост: 10 крутых идей для самой удобной прически Эффектный конский хвост: 10 крутых идей для самой удобной прически

Если обычный конский хвост — это слишком скучно, то попробуй наши варианты

Cosmopolitan
Как Томас Харрис позаимствовал у ФБР формулу «мыслить как преступник», а ФБР помогло Джонатану Демми снять «Молчание ягнят» Как Томас Харрис позаимствовал у ФБР формулу «мыслить как преступник», а ФБР помогло Джонатану Демми снять «Молчание ягнят»

История отношений Ганнибала Лектера и его преследователей

Weekend
Редчайшие австралийские попугайчики вывели рекордное количество птенцов Редчайшие австралийские попугайчики вывели рекордное количество птенцов

Специалисты: редчайшие попугайчики вывели почти 90 птенцов

N+1
Открыть в приложении