Юбилейная выставка в Русском музее: поклон в пояс дарителям!

Наука и жизньКультура

Дары на вечное хранение

Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Государственного Русского музея

Княгиня М. К. Тенишева (третья справа) и устроители экспозиции Русского музея Александра III. Михайловский дворец, 1898 год.

Русскому музею 125 лет — если вести отсчёт от 13 (25) апреля 1895 года, даты подписания именного высочайшего Указа «Об учреждении особого установления под названием Русского музея императора Александра III». Около трёх лет ушло на реконструкцию здания Михайловского дворца, приобретённого в казну и отведённого для размещения коллекции отечественного искусства, решения организационных проблем, создания Устава и концентрации художественных произведений для формирования первоначальной экспозиции. Акт «инаугурации» музея в присутствии императорской семьи состоялся 7 марта 1898 года.

Подготовленная к весне 2020 года и работающая ныне в Санкт-Петербурге юбилейная выставка «Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары. 1898—2019. Избранное» в полной мере отражает важнейший, исторически сложившийся принцип пополнения нашего музейного собрания — это, прежде всего, пожертвования, поднесения, дары нескольких поколений коллекционеров, собирателей, меценатов. Имена 564 дарителей зафиксированы в учётных документах и инвентарных книгах музея.

На четырёх площадках, в исторических дворцах — Михайловском (включая Корпус Бенуа), Мраморном и Строгановском, входящих в состав историко-художественного института, именуемого «Государственный Русский музей», — разместились свыше полутора тысяч произведений, принадлежащих петербургской по локализации, но всероссийской и даже международной по уровню и значению сокровищнице национального искусства…

Исходная музейная экспозиция, сформированная к 1898 году, представляла собой 445 живописных полотен, 111 скульптур, 981 лист графики, несколько икон. Существенную её часть составили дары, а среди них — пожертвования императорской семьи, совершавшиеся, прежде всего, от имени и по согласию Николая II. В коллекцию новосозданного музея вошли произведения живописи из Русской галереи императорского Эрмитажа (восемьдесят полотен, в их числе «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Девятый вал» Ивана Айвазовского, «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» Генриха Семирадского), из парадных залов и жилых помещений Зимнего дворца («Христос и грешница» Василия Поленова, «На войну» Константина Савицкого), Гатчинского дворца («Народное гуляние на масленицу» Константина Маковского, «Смерть Нерона» Василия Смирнова) и царскосельского Александровского дворца (только из последнего — девяносто пять шедевров, а в их числе — «Портрет графини Юлии Самойловой» кисти Карла Брюллова, «Девушка на сеннике» Алексея Венецианова, «Сватовство майора» Павла Федотова, «Поздравление молодых в доме помещика» Григория Мясоедова, «Акробаты» Виктора Васнецова). Сто двадцать две картины пришли из Музея императорской Академии художеств («Портрет Евграфа Давыдова» Ореста Кипренского, виды Бахчисарая и Николаева, исполненные Фёдором Алексеевым, «Гумно» Алексея Венецианова, «Фортуна и нищий» Алексея Маркова, «Тайная вечеря» Николая Ге).

Главное здание Государственного Русского музея — Михайловский дворец. Архитектор К. Росси. 1819—1825 годы.

Оценивая личный вклад государя и монаршей семьи в дело комплектования Русского музея императора Александра III, надо иметь в виду, что в основном шедевры отечественного искусства, хранившиеся в Эрмитаже и Академии художеств, были личной собственностью царской фамилии, подарками художников или меценатов правящему монарху, либо приобретениями в казну за счёт средств Кабинета Его Величества. К примеру, знаменитая картина Брюллова «Последний день Помпеи» (поднесение её заказчика камер-юнкера А. Н. Демидова лично Николаю I) полвека экспонировалась в Русской галерее Эрмитажа. Подобных примеров много.

Реконструкция истории создания первого общенационального музея отечественного искусства невозможна без упоминания назначенного государем высочайшего управляющего Русским музеем императора Александра III великого князя Георгия Михайловича (1863—1919). И его энтузиазмом, настойчивостью и дипломатическим талантом разрешались, по-видимому, многие драматические коллизии, неизбежно возникавшие в процессе изъятия из императорских резиденций художественных произведений, привычно составлявших их декоративное убранство. Есть очевидные документальные подтверждения тому, что этот процесс не был безмятежным. Находились люди, пытавшиеся обвинить Георгия Михайловича в посягательстве на собственность царской семьи. Упрёки, раздававшиеся, скорее всего, из окружения вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, отчасти возымели успех. Можно вспомнить о внезапной и безапелляционной отмене уже принятого решения о передаче музею шедевров Левицкого — портретного цикла «Смолянок». Узнав о нём, августейший управляющий нашёл в себе мужество обратиться к государю с письмом, содержавшем явную протестную интонацию: «…до сих пор я держался того убеждения, что в России не может быть противопоставления государственной собственности и собственности национальной, считая, что всё, что принадлежит России, принадлежит и царю, и наоборот». Процесс комплектования коллекции Музея дарами из императорских собраний продолжился.

Улаживать отношения пришлось и с императорской Академией художеств. Устав ставил процесс пополнения музейного собрания, в том числе и дарами, в зависимость от академического сообщества: «Жертвуемые произведения искусства могут быть приняты в музей лишь по одобрению их Императорской Академией художеств».

Белый зал Михайловского дворца.

В структуре Русского музея было образовано три отдела: Художественный, Мемориальный памяти Александра III и этнографический. (После Октябрьской революции мемориальный отдел был упразднён, а этнографический в 1934 году преобразован в самостоятельный Музей этнографии народов СССР.) Главенствующее положение Художественного отдела определилось уже в первые годы существования «особого установления»: по протоколам его регулярных заседаний легко реконструируются события первых двадцати лет существования этой важнейшей составляющей нового музейного учреждения, определения его структуры и собирательской политики. Двадцатилетие от 1897 до 1917 года следует признать «золотым веком» обширной и разнообразной коллекции, комплектовавшейся главным образом за счёт даров, часто именуемых в документах пожертвованиями. Очевидным стало стихийно сложившееся поначалу, а затем закономерно утвердившееся многообразие видов и форм искусства, собираемого, изучаемого, пропагандируемого официальным всероссийским музейным учреждением, носящим имя государя, обладавшего целенаправленным, профессиональным собирательским интересом к национальному художественному наследию.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Каменные джунгли Каменные джунгли

Мальдивцы стараются спасти свои леса от глобального потепления, сажая кораллы

Вокруг света
Под крышей дома твоего Под крышей дома твоего

Архитектор Наталия Мольбо оформила в Воронеже квартиру с мансардой

AD
С зубром лицом к лицу С зубром лицом к лицу

Единственный из видов диких быков Европы, уцелевший до наших дней

Наука и жизнь
Как объяснить народные приметы с точки зрения науки, логики и здравого смысла Как объяснить народные приметы с точки зрения науки, логики и здравого смысла

Почему мы привыкли верить в приметы и как жить с этой верой в современном мире

Maxim
Сера: из отходов в материал будущего Сера: из отходов в материал будущего

В мире ежегодно производится почти 80 миллионов тонн серы

Наука и жизнь
Людмила Петрановская: «Новое поколение получилось отличным» Людмила Петрановская: «Новое поколение получилось отличным»

Получилось ли у нас стать хорошими родителями?

Домашний Очаг
Заповедники: «Умный дом» для природы Заповедники: «Умный дом» для природы

Уйдут ли заповедники в прошлое или, наоборот, станут более востребованными?

Наука и жизнь
#FreeBritney: есть ли у фанатов Бритни Спирс повод беспокоиться и сколько на самом деле зарабатывает певица #FreeBritney: есть ли у фанатов Бритни Спирс повод беспокоиться и сколько на самом деле зарабатывает певица

Почему Бритни нет в новом рейтинге Forbes самых успешных self-made женщин

Forbes
Жизнь в кислотных облаках Жизнь в кислотных облаках

Как могла бы выглядеть венерианская жизнь?

Наука и жизнь
6 лучших романов о последствиях глобальных катастроф 6 лучших романов о последствиях глобальных катастроф

Подборка научной фантастики от Лю Цысиня до Эмили Сент-Джон Мандел

Популярная механика
О чём тот дуб молчит красноречиво… О чём тот дуб молчит красноречиво…

Ириновский дуб — памятник живой природы

Наука и жизнь
Андреа Фацио – один из самых популярных инстаграм-блогеров Италии Андреа Фацио – один из самых популярных инстаграм-блогеров Италии

Андреа Фацио о том, как стать инфлюенсером

GQ
Престо, модерато, адажио Престо, модерато, адажио

Фантастическая повесть Игоря Вереснева

Наука и жизнь
Беспокойная ночь Беспокойная ночь

Как мексиканцы отмечают День мертвых

Вокруг света
Изобрести колесо Изобрести колесо

Люди шли к изобретению колеса не одно тысячелетие

Вокруг света
Высыпаемся: правила сна для мам Высыпаемся: правила сна для мам

Ничего лучше для восстановления сил, чем сон, пока не придумали!

Seasons of life
История Бога История Бога

Четыре тысячи лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе

kiozk originals
Нобелевская премия по литературе: 7 спорных и скандальных лауреатов Нобелевская премия по литературе: 7 спорных и скандальных лауреатов

Самые неоднозначные лауреаты Нобелевской премии по литературе

РБК
Секретарь Республики Секретарь Республики

Нормальная жизнь Никколо ди Бернардо деи Макиавелли оборвалась 16 декабря 1512 г

Наука и жизнь
8 клевых идей для интересных свиданий, на которых не придется платить 8 клевых идей для интересных свиданий, на которых не придется платить

Приятное времяпрепровождение не обязательно должно быть дорогим

Playboy
Как помочь ребенку выбрать профессию? Как помочь ребенку выбрать профессию?

Как помочь ребенку оценить свои способности и возможности?

Домашний Очаг
Обсерватория SOFIA нашла молекулы воды в лунном кратере Обсерватория SOFIA нашла молекулы воды в лунном кратере

Астрономы обнаружили молекулы воды в грунте лунного кратера

N+1
Курица разбитых фонарей Курица разбитых фонарей

«Экстремальная работа» — корейская комедия, ставшая международной франшизой

Weekend
Китайская династия Китайская династия

Мария Брагинская оформила интерьер квартиры для ценителя китайского антиквариата

AD
«Пластик у нас слишком демонизирован»: как бренды могут избавиться от избыточной упаковки «Пластик у нас слишком демонизирован»: как бренды могут избавиться от избыточной упаковки

Итоги «Саммита большой коробки», посвященного проблемам упаковки

Forbes
Пост сдал, пост принял Пост сдал, пост принял

Какие плюсы и минусы есть у киборгизации?

GQ
Двойное проникновение труда и капитала Двойное проникновение труда и капитала

Английском вариант истории порноиндустрии в мини-сериале «Трудовые будни»

Weekend
Как осветлить волосы в домашних условиях быстро и безопасно Как осветлить волосы в домашних условиях быстро и безопасно

Полный гид по всем способам осветления волос!

Cosmopolitan
Иммунные клетки подавили нейронную активность в мозге мыши Иммунные клетки подавили нейронную активность в мозге мыши

Клетки микроглии способны регулировать активность нейронов

N+1
10 лучших новых домов Москвы и Петербурга 10 лучших новых домов Москвы и Петербурга

В этом году в нашем списке дебютирует северная столица

Tatler
Открыть в приложении