Юбилейная выставка в Русском музее: поклон в пояс дарителям!

Наука и жизньКультура

Дары на вечное хранение

Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Государственного Русского музея

Княгиня М. К. Тенишева (третья справа) и устроители экспозиции Русского музея Александра III. Михайловский дворец, 1898 год.

Русскому музею 125 лет — если вести отсчёт от 13 (25) апреля 1895 года, даты подписания именного высочайшего Указа «Об учреждении особого установления под названием Русского музея императора Александра III». Около трёх лет ушло на реконструкцию здания Михайловского дворца, приобретённого в казну и отведённого для размещения коллекции отечественного искусства, решения организационных проблем, создания Устава и концентрации художественных произведений для формирования первоначальной экспозиции. Акт «инаугурации» музея в присутствии императорской семьи состоялся 7 марта 1898 года.

Подготовленная к весне 2020 года и работающая ныне в Санкт-Петербурге юбилейная выставка «Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары. 1898—2019. Избранное» в полной мере отражает важнейший, исторически сложившийся принцип пополнения нашего музейного собрания — это, прежде всего, пожертвования, поднесения, дары нескольких поколений коллекционеров, собирателей, меценатов. Имена 564 дарителей зафиксированы в учётных документах и инвентарных книгах музея.

На четырёх площадках, в исторических дворцах — Михайловском (включая Корпус Бенуа), Мраморном и Строгановском, входящих в состав историко-художественного института, именуемого «Государственный Русский музей», — разместились свыше полутора тысяч произведений, принадлежащих петербургской по локализации, но всероссийской и даже международной по уровню и значению сокровищнице национального искусства…

Исходная музейная экспозиция, сформированная к 1898 году, представляла собой 445 живописных полотен, 111 скульптур, 981 лист графики, несколько икон. Существенную её часть составили дары, а среди них — пожертвования императорской семьи, совершавшиеся, прежде всего, от имени и по согласию Николая II. В коллекцию новосозданного музея вошли произведения живописи из Русской галереи императорского Эрмитажа (восемьдесят полотен, в их числе «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Девятый вал» Ивана Айвазовского, «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» Генриха Семирадского), из парадных залов и жилых помещений Зимнего дворца («Христос и грешница» Василия Поленова, «На войну» Константина Савицкого), Гатчинского дворца («Народное гуляние на масленицу» Константина Маковского, «Смерть Нерона» Василия Смирнова) и царскосельского Александровского дворца (только из последнего — девяносто пять шедевров, а в их числе — «Портрет графини Юлии Самойловой» кисти Карла Брюллова, «Девушка на сеннике» Алексея Венецианова, «Сватовство майора» Павла Федотова, «Поздравление молодых в доме помещика» Григория Мясоедова, «Акробаты» Виктора Васнецова). Сто двадцать две картины пришли из Музея императорской Академии художеств («Портрет Евграфа Давыдова» Ореста Кипренского, виды Бахчисарая и Николаева, исполненные Фёдором Алексеевым, «Гумно» Алексея Венецианова, «Фортуна и нищий» Алексея Маркова, «Тайная вечеря» Николая Ге).

Главное здание Государственного Русского музея — Михайловский дворец. Архитектор К. Росси. 1819—1825 годы.

Оценивая личный вклад государя и монаршей семьи в дело комплектования Русского музея императора Александра III, надо иметь в виду, что в основном шедевры отечественного искусства, хранившиеся в Эрмитаже и Академии художеств, были личной собственностью царской фамилии, подарками художников или меценатов правящему монарху, либо приобретениями в казну за счёт средств Кабинета Его Величества. К примеру, знаменитая картина Брюллова «Последний день Помпеи» (поднесение её заказчика камер-юнкера А. Н. Демидова лично Николаю I) полвека экспонировалась в Русской галерее Эрмитажа. Подобных примеров много.

Реконструкция истории создания первого общенационального музея отечественного искусства невозможна без упоминания назначенного государем высочайшего управляющего Русским музеем императора Александра III великого князя Георгия Михайловича (1863—1919). И его энтузиазмом, настойчивостью и дипломатическим талантом разрешались, по-видимому, многие драматические коллизии, неизбежно возникавшие в процессе изъятия из императорских резиденций художественных произведений, привычно составлявших их декоративное убранство. Есть очевидные документальные подтверждения тому, что этот процесс не был безмятежным. Находились люди, пытавшиеся обвинить Георгия Михайловича в посягательстве на собственность царской семьи. Упрёки, раздававшиеся, скорее всего, из окружения вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, отчасти возымели успех. Можно вспомнить о внезапной и безапелляционной отмене уже принятого решения о передаче музею шедевров Левицкого — портретного цикла «Смолянок». Узнав о нём, августейший управляющий нашёл в себе мужество обратиться к государю с письмом, содержавшем явную протестную интонацию: «…до сих пор я держался того убеждения, что в России не может быть противопоставления государственной собственности и собственности национальной, считая, что всё, что принадлежит России, принадлежит и царю, и наоборот». Процесс комплектования коллекции Музея дарами из императорских собраний продолжился.

Улаживать отношения пришлось и с императорской Академией художеств. Устав ставил процесс пополнения музейного собрания, в том числе и дарами, в зависимость от академического сообщества: «Жертвуемые произведения искусства могут быть приняты в музей лишь по одобрению их Императорской Академией художеств».

Белый зал Михайловского дворца.

В структуре Русского музея было образовано три отдела: Художественный, Мемориальный памяти Александра III и этнографический. (После Октябрьской революции мемориальный отдел был упразднён, а этнографический в 1934 году преобразован в самостоятельный Музей этнографии народов СССР.) Главенствующее положение Художественного отдела определилось уже в первые годы существования «особого установления»: по протоколам его регулярных заседаний легко реконструируются события первых двадцати лет существования этой важнейшей составляющей нового музейного учреждения, определения его структуры и собирательской политики. Двадцатилетие от 1897 до 1917 года следует признать «золотым веком» обширной и разнообразной коллекции, комплектовавшейся главным образом за счёт даров, часто именуемых в документах пожертвованиями. Очевидным стало стихийно сложившееся поначалу, а затем закономерно утвердившееся многообразие видов и форм искусства, собираемого, изучаемого, пропагандируемого официальным всероссийским музейным учреждением, носящим имя государя, обладавшего целенаправленным, профессиональным собирательским интересом к национальному художественному наследию.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Престо, модерато, адажио Престо, модерато, адажио

Фантастическая повесть Игоря Вереснева

Наука и жизнь
Сколько стоит поднять на перехват истребитель в России Сколько стоит поднять на перехват истребитель в России

И что это, собственно, такое — перехват?

Maxim
Заповедники: «Умный дом» для природы Заповедники: «Умный дом» для природы

Уйдут ли заповедники в прошлое или, наоборот, станут более востребованными?

Наука и жизнь
Работа над собой: кроссфит — универсальный спорт и шанс получить сильное и выносливое тело Работа над собой: кроссфит — универсальный спорт и шанс получить сильное и выносливое тело

Все, что нужно: сила воли и опытный наставник!

Playboy
Умные вещи века Умные вещи века

10 переизобретений, без которых ты раньше отлично жил, но теперь – не сможешь

Maxim
Не Райтами едиными: 6 малоизвестных пионеров авиации Не Райтами едиными: 6 малоизвестных пионеров авиации

Без достижений этих людей авиация представляла бы собой чертовски унылое зрелище

Популярная механика
Безотходная пшеница для космического огорода Безотходная пшеница для космического огорода

Как работают биолого-технические замкнутые системы жизнеобеспечения человека

Наука и жизнь
Рифы у побережья Белиза оказались убежищем для акропоровых кораллов Рифы у побережья Белиза оказались убежищем для акропоровых кораллов

Рифы у берегов Белиза оказались убежищем для кораллов

N+1
За кулисами пуска За кулисами пуска

Старт космической ракеты – зрелище без преувеличения грандиозное

Популярная механика
Пока огонь горит Пока огонь горит

Африка — колыбель человечества, а ЮАР — многонациональная и разнородная страны

Вокруг света
Эти странные силы инерции Эти странные силы инерции

Силы инерции — очень необычны

Наука и жизнь
«Мама приходит с работы»: чего хотят женщины после тяжелого дня? «Мама приходит с работы»: чего хотят женщины после тяжелого дня?

Вечер трудного дня: как помочь мамам восстановиться после работы

Psychologies
О чём тот дуб молчит красноречиво… О чём тот дуб молчит красноречиво…

Ириновский дуб — памятник живой природы

Наука и жизнь
Мой хороший Мой хороший

Как разглядеть в толпе обыкновенного хорошего парня?

Cosmopolitan
Горящая точка Горящая точка

Жители деревни Лисин начинают рабочий день, спускаясь в кратер активного вулкана

Вокруг света
50 лет назад террористы захватили рейс Батуми-Сухуми 50 лет назад террористы захватили рейс Батуми-Сухуми

Это был первый случай, когда при угоне самолета был убит член экипажа

Maxim
Изоляция и гигиена Изоляция и гигиена

Человечество веками платило страшную цену

Дилетант
Неудобная правда о сексуальной зависимости Неудобная правда о сексуальной зависимости

Сексуальная зависимость — спорное понятие, которое критикуют многие специалисты

Psychologies
Поверх барьеров Поверх барьеров

9 мостов, представляющих культурное наследие человечества

Вокруг света
Место силы Место силы

Декоратор Люси МакКаллоу создала интерьер дома из натуральных материалов

Robb Report
И все-таки они существуют И все-таки они существуют

Нобелевскую премию 2020 года по физике присудили за исследования черных дыр

N+1
Вечные любовницы: борьба за счастье или соперничество с женой? Вечные любовницы: борьба за счастье или соперничество с женой?

Почему некоторые женщины годами остаются любовницами?

Psychologies
Тернистый путь к стройности Тернистый путь к стройности

Эксперты помогают выбрать специалиста, который поможет справиться с лишним весом

Худеем правильно
6 странных (но работающих) способов есть меньше 6 странных (но работающих) способов есть меньше

Избавься от лишних сантиметров на талии, практически ничего для этого не делая!

Maxim
Прокладки и тампоны в прошлом? Насколько менструальные чаши и трусы безопасны Прокладки и тампоны в прошлом? Насколько менструальные чаши и трусы безопасны

Какое средство женской гигиены считается самым безопасным

Cosmopolitan
«Наименее раздражающая поэтесса»: почему Нобелевскую премию по литературе получила Луиза Глюк «Наименее раздражающая поэтесса»: почему Нобелевскую премию по литературе получила Луиза Глюк

Как победа Луизы Глюк связана с коррупцией внутри Академии

Forbes
Звезда Звезда

Что занимает мысли Дэйкра Монтгомери прямо сейчас?

Esquire
Мы вам перезвоним. Что делать, если вас обошли при повышении Мы вам перезвоним. Что делать, если вас обошли при повышении

Что делать, если вам звонят и говорят: вы не подходите для повышения

Forbes
«О брачной и внебрачной жизни» «О брачной и внебрачной жизни»

Отрывок из книги Олега Ивик о трансформации брака со времен Древнего Египта

N+1
Почему дети лгут Почему дети лгут

Как быть родителям, которые узнали, что ребенок скрыл от них правду?

Psychologies
Открыть в приложении