Юбилейная выставка в Русском музее: поклон в пояс дарителям!

Наука и жизньКультура

Дары на вечное хранение

Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Государственного Русского музея

Княгиня М. К. Тенишева (третья справа) и устроители экспозиции Русского музея Александра III. Михайловский дворец, 1898 год.

Русскому музею 125 лет — если вести отсчёт от 13 (25) апреля 1895 года, даты подписания именного высочайшего Указа «Об учреждении особого установления под названием Русского музея императора Александра III». Около трёх лет ушло на реконструкцию здания Михайловского дворца, приобретённого в казну и отведённого для размещения коллекции отечественного искусства, решения организационных проблем, создания Устава и концентрации художественных произведений для формирования первоначальной экспозиции. Акт «инаугурации» музея в присутствии императорской семьи состоялся 7 марта 1898 года.

Подготовленная к весне 2020 года и работающая ныне в Санкт-Петербурге юбилейная выставка «Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары. 1898—2019. Избранное» в полной мере отражает важнейший, исторически сложившийся принцип пополнения нашего музейного собрания — это, прежде всего, пожертвования, поднесения, дары нескольких поколений коллекционеров, собирателей, меценатов. Имена 564 дарителей зафиксированы в учётных документах и инвентарных книгах музея.

На четырёх площадках, в исторических дворцах — Михайловском (включая Корпус Бенуа), Мраморном и Строгановском, входящих в состав историко-художественного института, именуемого «Государственный Русский музей», — разместились свыше полутора тысяч произведений, принадлежащих петербургской по локализации, но всероссийской и даже международной по уровню и значению сокровищнице национального искусства…

Исходная музейная экспозиция, сформированная к 1898 году, представляла собой 445 живописных полотен, 111 скульптур, 981 лист графики, несколько икон. Существенную её часть составили дары, а среди них — пожертвования императорской семьи, совершавшиеся, прежде всего, от имени и по согласию Николая II. В коллекцию новосозданного музея вошли произведения живописи из Русской галереи императорского Эрмитажа (восемьдесят полотен, в их числе «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Девятый вал» Ивана Айвазовского, «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» Генриха Семирадского), из парадных залов и жилых помещений Зимнего дворца («Христос и грешница» Василия Поленова, «На войну» Константина Савицкого), Гатчинского дворца («Народное гуляние на масленицу» Константина Маковского, «Смерть Нерона» Василия Смирнова) и царскосельского Александровского дворца (только из последнего — девяносто пять шедевров, а в их числе — «Портрет графини Юлии Самойловой» кисти Карла Брюллова, «Девушка на сеннике» Алексея Венецианова, «Сватовство майора» Павла Федотова, «Поздравление молодых в доме помещика» Григория Мясоедова, «Акробаты» Виктора Васнецова). Сто двадцать две картины пришли из Музея императорской Академии художеств («Портрет Евграфа Давыдова» Ореста Кипренского, виды Бахчисарая и Николаева, исполненные Фёдором Алексеевым, «Гумно» Алексея Венецианова, «Фортуна и нищий» Алексея Маркова, «Тайная вечеря» Николая Ге).

Главное здание Государственного Русского музея — Михайловский дворец. Архитектор К. Росси. 1819—1825 годы.

Оценивая личный вклад государя и монаршей семьи в дело комплектования Русского музея императора Александра III, надо иметь в виду, что в основном шедевры отечественного искусства, хранившиеся в Эрмитаже и Академии художеств, были личной собственностью царской фамилии, подарками художников или меценатов правящему монарху, либо приобретениями в казну за счёт средств Кабинета Его Величества. К примеру, знаменитая картина Брюллова «Последний день Помпеи» (поднесение её заказчика камер-юнкера А. Н. Демидова лично Николаю I) полвека экспонировалась в Русской галерее Эрмитажа. Подобных примеров много.

Реконструкция истории создания первого общенационального музея отечественного искусства невозможна без упоминания назначенного государем высочайшего управляющего Русским музеем императора Александра III великого князя Георгия Михайловича (1863—1919). И его энтузиазмом, настойчивостью и дипломатическим талантом разрешались, по-видимому, многие драматические коллизии, неизбежно возникавшие в процессе изъятия из императорских резиденций художественных произведений, привычно составлявших их декоративное убранство. Есть очевидные документальные подтверждения тому, что этот процесс не был безмятежным. Находились люди, пытавшиеся обвинить Георгия Михайловича в посягательстве на собственность царской семьи. Упрёки, раздававшиеся, скорее всего, из окружения вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, отчасти возымели успех. Можно вспомнить о внезапной и безапелляционной отмене уже принятого решения о передаче музею шедевров Левицкого — портретного цикла «Смолянок». Узнав о нём, августейший управляющий нашёл в себе мужество обратиться к государю с письмом, содержавшем явную протестную интонацию: «…до сих пор я держался того убеждения, что в России не может быть противопоставления государственной собственности и собственности национальной, считая, что всё, что принадлежит России, принадлежит и царю, и наоборот». Процесс комплектования коллекции Музея дарами из императорских собраний продолжился.

Улаживать отношения пришлось и с императорской Академией художеств. Устав ставил процесс пополнения музейного собрания, в том числе и дарами, в зависимость от академического сообщества: «Жертвуемые произведения искусства могут быть приняты в музей лишь по одобрению их Императорской Академией художеств».

Белый зал Михайловского дворца.

В структуре Русского музея было образовано три отдела: Художественный, Мемориальный памяти Александра III и этнографический. (После Октябрьской революции мемориальный отдел был упразднён, а этнографический в 1934 году преобразован в самостоятельный Музей этнографии народов СССР.) Главенствующее положение Художественного отдела определилось уже в первые годы существования «особого установления»: по протоколам его регулярных заседаний легко реконструируются события первых двадцати лет существования этой важнейшей составляющей нового музейного учреждения, определения его структуры и собирательской политики. Двадцатилетие от 1897 до 1917 года следует признать «золотым веком» обширной и разнообразной коллекции, комплектовавшейся главным образом за счёт даров, часто именуемых в документах пожертвованиями. Очевидным стало стихийно сложившееся поначалу, а затем закономерно утвердившееся многообразие видов и форм искусства, собираемого, изучаемого, пропагандируемого официальным всероссийским музейным учреждением, носящим имя государя, обладавшего целенаправленным, профессиональным собирательским интересом к национальному художественному наследию.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На всех парах На всех парах

О создании первой самоходной машины на паровом двигателе

Наука и жизнь
Свиное сердце: как вы относитесь к медицинским химерам? Свиное сердце: как вы относитесь к медицинским химерам?

Разбираемся в этических вопросах создания химеры

N+1
Компьютерный мозг Компьютерный мозг

Как работают настоящие нейроморфные микросхемы

Популярная механика
Чем открыть файлы формата djvu? Чем открыть файлы формата djvu?

Самые удобные программы и приложения для файлов djvu

CHIP
Чернобыльское досье КГБ Чернобыльское досье КГБ

Украинская власть за последние годы рассекретила огромный массив документов КГБ

Дилетант
Огнем и волной Огнем и волной

3D-печать на сегодня – один из столпов мирового технического прогресса

Популярная механика
Заповедники: «Умный дом» для природы Заповедники: «Умный дом» для природы

Уйдут ли заповедники в прошлое или, наоборот, станут более востребованными?

Наука и жизнь
Проклятие Кипра: швейцарские банки начали обращать пристальное внимание на клиентов с кипрскими паспортами Проклятие Кипра: швейцарские банки начали обращать пристальное внимание на клиентов с кипрскими паспортами

Что не так с программой «инвестиции в обмен на гражданство»

Forbes
Жизнь в кислотных облаках Жизнь в кислотных облаках

Как могла бы выглядеть венерианская жизнь?

Наука и жизнь
Русская Опра Уинфри Русская Опра Уинфри

О своей работе рассказывает звездный интервьюер Алена Жигалова

ЖАРА Magazine
О чём тот дуб молчит красноречиво… О чём тот дуб молчит красноречиво…

Ириновский дуб — памятник живой природы

Наука и жизнь
Когда женщины стали учиться в российских университетах наравне с мужчинами? Когда женщины стали учиться в российских университетах наравне с мужчинами?

Когда в России высшее образование стало доступно женщинам

Культура.РФ
Престо, модерато, адажио Престо, модерато, адажио

Фантастическая повесть Игоря Вереснева

Наука и жизнь
12 способов отказать женщине, не произнося слово «нет» 12 способов отказать женщине, не произнося слово «нет»

О премудростях вежливого отказа читай тайком, чтобы она не подглядела

Maxim
Силой мысли, или что обещает нам Илон Маск Силой мысли, или что обещает нам Илон Маск

Чего же Маск хотел в сфере нейроинтерфейсов, что сделал и что сможет сделать

Популярная механика
Глеб Глинка: «С Лизой уже через неделю знали, что проживем вместе всю жизнь» Глеб Глинка: «С Лизой уже через неделю знали, что проживем вместе всю жизнь»

Если счастье длится так долго, к нему привыкаешь. Его не замечаешь

Караван историй
Алгоритмические войны Алгоритмические войны

Как битвы будущего видят по ту сторону океана

Популярная механика
4 российских бренда, которые делают крутые худи 4 российских бренда, которые делают крутые худи

Выбирайте, что вам ближе: стритвир, минимализм или детские рисунки

GQ
Своя морковка круглый год Своя морковка круглый год

Сеем морковку под зиму

Наука и жизнь
Почему такси желтые, пожарные машины красные, а покрышки черные: происхождение цветов «по умолчанию» Почему такси желтые, пожарные машины красные, а покрышки черные: происхождение цветов «по умолчанию»

Мир мог быть окрашен в совсем другие краски, если бы не воля случая

Maxim
Пирамида стройности Пирамида стройности

Средиземноморская диета — самая сытная и безопасная

Худеем правильно
Брать и давать Брать и давать

Как правильно говорить с мужчиной о деньгах и подарках

Лиза
Да не жир это: что такое «водный» вес и как грамотно его убрать Да не жир это: что такое «водный» вес и как грамотно его убрать

Почему организм задерживает лишнюю воду?

Playboy
Запретный плод: когда нет права на любовь Запретный плод: когда нет права на любовь

Готовы ли мы пересекать запретную черту?

Psychologies
Саундтреки к фильмам Тарантино: от худшего к лучшему Саундтреки к фильмам Тарантино: от худшего к лучшему

Отличительная черта фильмов Тарантино — саундтреки

Maxim
Рано повзрослевшие дети: станут ли они хорошими родителями и партнерами? Рано повзрослевшие дети: станут ли они хорошими родителями и партнерами?

Как влияет опыт рано повзрослевших детей на их взрослую жизнь?

Psychologies
Что такое неопреппи и почему вам стоит больше узнать о нем Что такое неопреппи и почему вам стоит больше узнать о нем

Стиль преппи – это своего рода самая безопасная гавань мира моды

GQ
Стоит ли овчинка выделки Стоит ли овчинка выделки

Нужно ли уходить с привычного места работы ради другого предложения?

Лиза
С высокими сапогами и поясом: 8 самых модных способов носить пальто осенью-2020 С высокими сапогами и поясом: 8 самых модных способов носить пальто осенью-2020

Как носить осенне пальто и всегда выглядеть в нем стильно

Cosmopolitan
Мисс Совершенство: что делать, если ты не она? Мисс Совершенство: что делать, если ты не она?

Что делать, если кажется, что ты никогда не получишь титул "Мисс Совершенство"?

Cosmopolitan
Открыть в приложении