О работе ЛИС – летно-испытательной станции, наземных и летных испытаниях

Наука и техникаHi-Tech

Первый взлёт – как в песне первая строка!

Варгатый Иван, https://dzen.ru/vivan755

Самолет ТУ-95 МС

Дорогие товарищи, эта статья – уже пятая из цикла о производстве самолетов по технологиям ХХ века, а так как по ним работает еще множество авиастроительных и авиаремонтных заводов по всей России и за ее пределами, то эти знания еще долго будут актуальны. И сегодня речь пойдет о работе ЛИС – летно-испытательной станции, наземных и летных испытаниях.

Прошлая статья завершилась отработкой топливной системы, системы управления, радиосредств и навигационных систем. Самое время запускать двигатели. Но на многих самолетах есть еще и ВСУ – вспомогательная силовая установка, которая дает и электропитание, и сжатый воздух для системы кондиционирования, а часто – еще и для стартеров маршевых двигателей. Поэтому вначале запускается она и многие проверки делаются от нее.

Запуск ВСУ – первая по-настоящему пожароопасная операция. Конечно, опасны и заправка топливной системы, и заправка кислородной, и даже простое включение под ток, но ВСУ – настоящий газотурбинный двигатель, хоть и маленький. Она выпускает струю газов с температурой в несколько сотен градусов и дает горячий воздух в систему кондиционирования. Поэтому к ее запуску противопожарная система и система нейтрального газа (если она есть) обязаны быть исправными и заряженными, а на стоянке должна дежурить пожарная машина.

Вспомогательная силовая установка ТА-12 в форкиле самолета Ту-95МС

Итак, аккумуляторы в контейнерах, воздухозаборные и выхлопные створки открыты, нажимается кнопка запуска. Включаются стартер и зажигание, подается топливо... Но розжига не происходит – выключен автомат питания зажигания. Идет расконсервация: топливом из топливной системы ВСУ вымывается консервационное масло. После того как стартер отработает и ротор ВСУ остановится, делается холодная прокрутка – просто включение стартера, без топлива и зажигания, чтобы очистить газовоздушный тракт от топлива. И уже после холодной делается нормальный запуск.

Первый запуск – всегда лотерея. Может из-за перепутанной полярности показать «минус» указатель температуры газов. Может сработать какая-то из защит. Может засветиться табло «Стружка в масле», хотя подшипники двигателя в полном порядке: например, очень любит «кидать стружку» на первом запуске маленький турбоагрегат АИ-9. Конечно, любой двигатель испытывается на заводе-изготовителе, но полная замена масла и транспортировка (поставляются двигатели с пустым баком) порой дают о себе знать.

Блок датчиков тока БДТ16К – целое поле для ошибок монтажника. Можно неверно пропустить силовые провода (желтые) через окна, можно неверно подключить сигнальные (синие)

Но вот ВСУ вышла на режим, инженер засекает положенное время прогрева, чтобы прогреть масло и выбрать зазоры в двигателе, и дает нагрузку – включает генератор ВСУ. Обычно все проходит хорошо, и генератор начинает питать бортсеть, но через прозвонки, техконтроль и лабораторные проверки блоков порой просачивается неисправность или ошибка монтажа. Например, генератор включается, напряжение выдает, но при попытке дать нагрузку срабатывает защита. Причина может быть в неправильно подключенных проводах на блоке трансформаторов тока (БТТ, по-английски – CTU (current transformer unit)).

После проверки генератора открывается отбор воздуха. Это один из самых опасных моментов: даже ВСУ может выдавать воздух с температурой до 200 °С. Система проверяется в различных режимах, зависящих от ее топологии – на запуск, на кондиционирование, на обогрев. А греться сжатым воздухом могут и оперение, и носок крыла, и двери, и даже предкрылки: воздух подается в них по телескопическим трубам, как на Airbus А320, например. Самое сложное – отработка системы кондиционирования, в которой могут быть несколько узлов охлаждения воздуха, сложные подсистемы распределения и регулирования температуры, сотни насадков индивидуальной вентиляции (в технике слово «насадок» имеет мужской род).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении