Наталия Мещанинова — о праве на «не хочу» и спасении в стендапе
В онлайн-кинотеатре KION во всю показывают драмеди «Пингвины моей мамы» — о недолюбленном подростке из многодетной семьи, который находит утешение в стендапе. «РБК Стиль» поговорил с режиссером и сценаристом сериала — Наталией Мещаниновой
За всю свою карьеру режиссера Мещанинова ни разу не ощущала взгляд продюсера в спину: представители этого цеха не вмешиваются в ее работу. Почему так получилось, Наталия ответить не берется. Ученица Марины Разбежкиной, Мещанинова начинала с документальных проектов, а в игровое кино пришла через сериал Валерии Гай-Германики «Школа». В 2014 году режиссерский дебют Мещаниновой — драма «Комбинат «Надежда» по сценарию Любови Мульменко (это она написала историю «Разжимая кулаки» — фильма-призера Каннского кинофестиваля в 2021 году) — попал в конкурсную программу «Кинотавра».
В 2019-м Мещаниновой присудили Гран-при «Кинотавра» за фильм «Сердце мира» про притравочную станцию, представленный уже «от авторов «Аритмии». Сценарий к кинохиту 2017 года Наталия написала в соавторстве с режиссером Борисом Хлебниковым. С ним она работала над сериалом «Шторм», и над новым проектом — «Пингвины моей мамы». Хлебников числится в продюсерах «Пингвинов», а его сын — Макар — блестяще исполняет главную роль, школьника Гошу, зажатого в тиски подросткового эгоизма и рвущегося высмеять все вокруг.
«РБК Стиль» проникся историей Гоши, развернувшейся на фоне скандальных событий в российском стендап-сообществе, и решил узнать у режиссера, как она появилась и почему события, которые в ней исследуются, так поразительно коррелируют с реальностью.
Как справляетесь со стрессом?
Я не особенно стрессовый человек. Чтобы отключить голову, я могу начать рисовать акварельки, например.
Джим Джармуш коллажами увлекается, вы — акварельками.
Ну да… Еще вариант — цветы высаживать. Делать что-то физическое, простое, незатейливое, не требующее усиленной интеллектуальной работы.
Что-то вроде погружения в себя?
Не то чтобы. Всем известно, что интеллектуальную деятельность нужно чередовать с физической (говорю как Капитан Очевидность). Чтобы разгрузить мозг, который занят работой, нужно, условно, помыть полы в подъезде. Переключить деятельность.
Полы в подъезде — это знакомое мне занятие. Мы с соседями существовали в режиме дежурства.
То же самое. Не было кого-то специального, моющего полы, так что все несли дежурство. Три квартиры на этаже, по очереди.
Под погружением в себя, я имела в виду пространство, где остаешься с собой наедине.
Я и с мужем наедине, и с дочкой, в спальне — в позе человека, упавшего с девятого этажа (смеется). Не замечаю за собой какого-то специального переподключения. Это происходит незаметно и не требует каких-то особенных усилий. У меня были периоды, когда я испытывала чувство стыда и вины, если я просто сижу и ничего не делаю, например, один день. Или смотрю сериал не по работе, а для развлечения. Бывали идиотские мысли, что я не могу позволить себе ни секунды провести «просто так». Но, мне кажется, это аномалия была. Раньше мне было трудно не ответить на какой-то звонок или на сообщение.
Не ответить?
Да, я сразу начинала думать, что человек ждет, думает про меня плохо, надо срочно ответить ему. Это обязательство непременно удовлетворять запрос посторонних сил меня изматывало. Но я преодолела это. Сейчас я научилась отдыхать без чувства вины.
И ничего не потеряли?
— Нет, конечно. Только приобрела. Свободу и право быть недружелюбной, опоздать, отменить встречу. Право на «не хочу». Помню, года три назад, накатала в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) пост про то, что хочу иметь право на «не хочу», потому что меня все измучило. Кажется, произнеся это вслух, я начала формулировать это внутри и потихоньку учиться. Очевидно, стресс присутствует. Изнурительная работа на съемках — стресс, ответственность, подготовка — стресс, что-то происходит против твоей воли, все валится из рук — тоже стресс. Но это ситуации, с которыми ты как минимум уже знаешь, как справляться.