Настроение среднего класса в России улучшилось рекордно почти за три года
Средний класс в России все еще старается меньше тратить на продукты, но уже не так сильно экономит на непродовольственных товарах и на походах в рестораны и кафе. Кроме того, представители среднего класса стали меньше экономить на отдыхе и развлечениях. Таковы результаты нового выпуска «индекса Иванова» от Сбербанка. Есть ли повод для оптимизма?
Потребительская уверенность среднего класса в России увеличилась, и его представители стали меньше экономить на покупке одежды, развлечениях и медицинских услугах. К такому выводу пришли аналитики Сбербанка, работавшие над «индексом Иванова» по итогам третьего квартала этого года.
«Индекс Иванова» — это индекс потребительских настроений российского среднего класса. Условная семья «Ивановых» рассматривается аналитиками из Sberbank CIB как типичная российская семья из среднего класса. Sberbank CIB рассчитывает «индекс Иванова» с 2013 года, после публикации индекса за первый квартал 2018 года (тогда индекс составил минус 9%) в течение нескольких кварталов показатели индекса не публиковались. В первом квартале 2019 года аналитики Сбербанка сообщили о росте индекса с минус 24 до минус 22%.
В исследовании банка приняли участие 2,3 тысячи человек из разных регионов России, которые сами себя относят к среднему классу. 85% опрошенных имеют официальное место работы, 15% работают без официального оформления. 42% респондентов заявили, что получают дополнительный доход — от сдачи в аренду жилья и подработки. Но из них только четверть декларируют этот доход.