Галлюцинации и «библия для неграмотных»: психология средневекового человека
«Верую, ибо абсурдно» – такую сентенцию приписывают раннехристианскому богослову Тертуллиану. Эти слова можно считать девизом Средневековья. Даже малая доля современных знаний была недоступна людям тех времен, над интеллектом властвовали эмоции, поэтому уповали исключительно на Бога. Попытаемся разобраться в психологии средневекового человека и понять образ его мышления.
Младенец и общество
Западная социология считает, что все народы планеты проходят одни и те же стадии развития общества, различается лишь темп их прохождения. Какие-нибудь индейцы Амазонии до сих пор живут в каменном веке, а развитые страны – летают в космос. Критерий выделения этапов – уровень развития технологий. Так, американский социолог Дэниел Белл определяет три стадии социального развития: традиционную, индустриальную и постиндустриальную. Первая господствует сегодня в большинстве стран Африки, многих государствах Южной Америки и Южной Азии. Здесь преобладают земледелие, скотоводство и эксплуатация природных богатств. Индустриальный тип общества характеризуется уже освоенной природой – это ряд стран Европы и бывшего СССР. А постиндустриальный начинает складываться лишь в последние десятилетия в таких странах, как США, Япония, и некоторых государствах Западной Европы. Упор здесь идет уже не на природные ресурсы, а на обработку и хранение информации, научные достижения и технологический прогресс.
С социальным подходом тесно связан и психологический взгляд на общественное развитие. Так, многие авторы психодинамических направлений придерживаются теории о том, что любой социум проходит векторные стадии развития – похожие на этапы жизни человека: младенчество, детство, подростковый возраст, юность, зрелость и старость. Исходя из этой теории, ни одно общество на Земле еще не достигло старости и даже, возможно, зрелости. А вот младенчество и детство проходили (или проходят) все. Одним из таких «детских» периодов социума можно назвать Средневековье. И главный критерий этого – так называемое магическое мышление, свойственное как древнему человеку (и современным диким племенам), так и средневековому. Да что там древнему – магическим мышлением зачастую «мыслит» огромное число людей и в наши дни.
Такой вид мышления характеризуется убеждением, что посредством совершения определенных действий, произнесения нужных слов и мыслей человек может влиять на независящие от него события. «У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу своих желаний, – пишет в своей работе «Тотем и табу» Зигмунд Фрейд. – В сущности, все, что он творит магическим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет». Такая же убежденность, как показывают многочисленные исследования, есть у маленьких детей (именно поэтому их так нелегко убедить в рациональности какого-то действия, если оно идет вразрез с их желаниями) и даже у многих вполне цивилизованных взрослых.
Отголоски магического мышления в самом безобидном виде – переплевывание через левое плечо или традиция «присесть на дорожку». В «хардовом» варианте – религиозный фанатизм и нетерпимость инакомыслия. Поэтому наблюдать магическое мышление среди внешне зрелых индивидов приходится и сегодня. В Средние века же – в условиях отсутствия научных знаний – такая форма мышления была, вероятно, единственно возможной. Неудивительно, что для людей тех времен определяющим понятием жизни была вера, а не интеллект.