На русском глобусе климата нет. Подростков и прессы тоже
В пятницу по всему миру прокатились многотысячные детские экологические митинги. В России протестовать вышли около 80 подростков. Как так получилось, в чем суть требований и почему дети в других странах мира получают поддержку взрослых, разбирался Константин Зарубин
There is no planet B — «У нас нет запасной планеты» — гласит самый расхожий лозунг экологического движения. При этом в пятницу, 15 марта 2019 года, вполне могло показаться, что запасная, альтернативная планета есть — и именно там находится Российская Федерация.
На этой планете, как и на Земле, австралийский подражатель норвежского нациста Брейвика расстрелял полсотни жителей Новой Зеландии. Но, в отличие от Земли, на этой планете не было ни глобальных изменений климата, ни сотен тысяч школьников, которые вышли на улицы по всему миру, чтобы взрослые сделали то, о чем так любят распространяться.
Чтобы взрослые позаботились о будущем своих детей.
Во всяком случае, в российских СМИ ничего этого не было. Хотя вру, извините. 14 марта, накануне всемирной школьной забастовки за климат, кое-что промелькнуло. Когда депутаты норвежского парламента выдвинули Грету Тунберг, шведскую школьницу, с которой все началось, на Нобелевскую премию мира, наши СМИ сообщили об этом. Их сообщения — лишенные полноценного контекста, написанные людьми, явно не следящими за темой, — читались примерно так: «Европейцы окончательно сбрендили, раздают Нобелевки школьницам за прогулы».
Короче говоря, активистка Тунберг, вдохновившая миллионы людей, пять минут побыла героиней нашей любимой российской рубрики «На долбанутом Западе». А всемирная школьная забастовка 15 марта не попала даже в эту рубрику.
СМИ планеты Земля тем временем отчитывались о масштабах происходящего. Акция школьников затронула около 2000 населенных пунктов, не менее 120 стран и территорий от Новой Зеландии до Мексики, от Южной Африки до Шпицбергена. Размах — от одиночных пикетов до многотысячных толп, заполнивших площади городов.
В Германии (годичный выброс CO2 — 9,7 тонны на душу населения) прошло около 200 протестов. В одном Берлине требовать немедленных мер по снижению парниковых выбросов вышли более 20 тысяч школьников и студентов. Германия, как и все остальные страны Европы, подписала, но не выполняет — даже близко не выполняет — Парижское соглашение 2015 года по сокращению парниковых выбросов, то есть в первую очередь CO2 и метана.
Более 200 городов и не менее 160 тысяч учащихся бастовали во Франции (5,2 тонны CO2 в год на душу населения). В Париже, где было подписано то самое соглашение, которое Франция не выполняет, протестующие ненадолго заблокировали здание банка Société Générale, известного своими инвестициями во всё, что пагубно для климата. В Марселе молодежь в масках Макрона и других французских политиков забила дубинками игрушечную Землю.
Предсказуемо отличилась Италия (6,1 тонны CO2 на человека), которая тоже не выполняет Парижское соглашение. В Турине, Милане, Болонье и других городах десятки тысяч юных итальянцев заполнили плакатами и лозунгами весь центр. «Сегодняшний день войдет в историю», — подытожила La Repubblica. «Взрослые получили ясный сигнал, — мечтательно провозгласила La Stampa. — Девочка, которая прижала к стене сильных мира сего , больше не одна».
На родине Тунберг, в небольшой Швеции (5,1 тонны CO2 на человека), которая тоже не выполняет Парижское соглашение, забастовка охватила больше ста населенных пунктов. Под моросящим дождем в Стокгольме, куда я приехал увидеть всё своими глазами, собралась куча народу среднего и старшего школьного возраста, с примесью взрослых. Тесная площадь у риксдага не вмещала всех. Люди теснились на прилегающих улицах и на ступенях лестницы, ведущей к королевскому дворцу. Когда на трибуне появилась Грета, ор поднялся на весь Старый город.
И так далее — по странам и континентам. Вот карта протестов. Смотрите сами:
Значок, одиноко торчащий посреди Российской Федерации, — Новосибирск. Там протестовали три девушки 17 и 18 лет. Одна из них, Соня Епифанцева, потом написала мне: «Когда я увидела карту забастовок 15 марта, на которой Россия была пустым местом, мне стало грустно». Cоня «взяла и зарегистрировала на карте» свой город. Кроме Новосибирска, российские учащиеся провели акции в Ярославле (2 человека), Ижевске (2), Сургуте (10), Кирове (около 30) и в московских Сокольниках (около 40 человек).
Для справки: Россия производит 12,3 тонны CO