«На другой стороне мира». Плюсы и минусы альтернативного образования
Как учить современных детей и какие пути есть для тех, кому не подходит классическое школьное образование, рассказывает Катерина Мурашова
Часто и родители, и журналисты спрашивают меня о том, как я отношусь ко всяким альтернативным, нешкольным формам образования: семейное образование, заочное образование, онлайн-образование и прочие форматы. А я даже толком не понимаю, чем они все в современных условиях друг от друга отличаются (мне каждый раз объясняют, а я потом забываю). Не знаю, что ответить. Дело в том, что я еще никогда в своей жизни не встречала человека, который получил бы полностью внешкольное образование — от первого до последнего класса. Точнее, встречала, но все это были люди с достаточно серьезной инвалидностью, которая как раз этому самому общешкольному образованию и препятствовала. И это, конечно, не может идти в зачет. Поэтому я как сугубый практик и бывший исследователь по складу ума понимаю, что любое мое мнение по данному вопросу будет спекулятивным.
Как судить о том, чего никогда не видел и, следовательно, не можешь предметно и на достаточном количестве примеров обдумать и оценить? Мне возражают: другие же судят. А я даже спрашивала этих «других», которые судят, о том, видели ли они кого-нибудь, кто получил целиком такое альтернативное образование. Они тоже отвечают: нет, но у меня есть определенное мнение, что… Здесь у нас, на мой взгляд, наблюдается полная параллель с темой «дети и гаджеты». Ни одно поколение людей еще не прожило свою жизнь, держа в руках эти самые гаджеты от рождения до смерти. Значит, и их пользу или вред, или влияние на физическое и психическое здоровье, возрастное развитие и деградацию когнитивных и прочих процессов мы еще толком оценить не можем. Есть некие отрывочные работы, что дескать у школьников и студентов от сильного (насколько сильного?) слияния с гаджетами внимание рассеивается, а у стариков, регулярно играющих в компьютерные игры, наоборот, дольше сохраняются когнитивные и прочие навыки. Ну и что нам с этим делать? Но тем не менее мнений и выводов — миллион, и рекомендации специалистов можно встретить такие: «Сколько вашему ребенку? Четыре с половиной? Запомните: ему можно давать гаджет не больше, чем на двадцать минут. Когда исполнится пять, можно увеличить время до получаса. Но ни в коем случае не больше!»
Что это такое? Откуда взялось? А ведь родители зачастую относятся к этим советам со всей серьезностью, предполагая, что мнение этого специалиста основано на чем-то реальном и глубоко научном.
Очевидно одно: в этой теме мы находимся на этапе исследования, широкого общественного экспериментирования и накопления данных. Никакого общепринятого научного осмысления еще не произошло, и, если честно, мне кажется, что его еще не видно даже на горизонте.
Так же, я думаю, обстоит дело и с альтернативным образованием. Очевидно, что в связи с существенным и достаточно стремительным изменением количества, качества и способов хранения информации, а также доступа к ней традиционная школа, пришедшая к нам еще из древнего Шумера (а это, как ни крути, почтенные четыре с половиной тысячи лет), ныне находится в некотором кризисе и, возможно, на этапе перестройки. А может быть, на самом деле, нет — и сейчас перед нами очередной период «разброда и шатания», аналогичный, например, тому, который был в нашей стране сразу после октябрьской революции. Широкое поле разнообразных, иногда очень интересных, экспериментов, а потом все вернулось к классической схеме — один взрослый в специальном помещении ограниченное время чему-то обучает небольшую группу детей и подростков, дает задания, а потом проверяет их выполнение. Потому что уже сейчас всем заинтересованным людям очевидно, что получать знания «просто из интернета, где все есть» обычный ребенок и даже подросток по своим ментальным характеристикам не может. Нужен посредник. Предположительно — учитель. Может ли им стать, например, робот? Один родитель (на 11 лет!)? Вся семья? Искусственный интеллект? Обученная нейросеть? Говорящая голова из интернета? Я не знаю. Эксперименты ведутся повсеместно. Многие из них очень интересны. Идет накопление данных. Все — учителя, родители, программисты, сами дети — делают для этого, что могут.