Мындекс против Ониндекса. Как один закон может отбросить страну на 20 лет назад
Принятие закона, направленного на передел собственности в одной компании, может иметь серьезные последствия не только для российского интернета, но и для всей экономики
Публичное обсуждение законопроекта о значимых информационных ресурсах в Комитете по информационной политике Госдумы спровоцировало обвал акций «Яндекса». На Nasdaq потери составили более 18%, на Московской бирже на пике падения — 20%. За несколько часов акционеры потеряли около 120 миллиардов рублей, почти 2 миллиарда долларов. Обвал был вызван двадцатикратным ростом объема торгов по сравнению со среднесуточным значением. Проще говоря, один или несколько крупных инвесторов действительно избавлялись от акций компании, сделав вывод, что законопроект, внесенный еще в июле депутатом от «Единой России» Антоном Горелкиным, поддержат правительство и администрация президента, а значит, примут депутаты.
В том, что для «Яндекса» этот закон, предусматривающий введение 20-процентного ограничения на долю иностранных инвесторов в значимых для развития национальной информационной и коммуникационной инфраструктуры ресурсах, означает как минимум масштабный передел собственности и серьезное ослабление, если не полное разрушение компании, сомневаться не приходится. Штаб-квартира головной компании зарегистрирована в Нидерландах, большая часть акций формально находится в свободном обращении на американской бирже, основатель и крупный акционер Аркадий Волож предусмотрительно обзавелся мальтийским паспортом. Каким образом возможно снизить долю иностранных с точки зрения России акционеров в нидерландской компании до 20%, в принципе непонятно.
Но авторов законопроекта это, похоже, волнует мало. На словах они радеют за информационную безопасность Российской Федерации. Однако форма, которая была выбрана для обеспечения этой самой безопасности, поражает своей неэффективностью. Национальная принадлежность или резидентство собственника компании — категория не только эфемерная и ненадежная, но и не имеющая, по большому счету, никакого отношения к тому, что делает компания на том или ином рынке. Единственный способ, которым можно противодействовать негативному