Нужны нестандартные меры по координации усилий автопроизводителей

МонокльHi-Tech

Один для всех и все для одного

Минпромторг предлагает выдавать субсидии на запуск в России новых производств автокомплектующих. Дело хорошее, но гомеопатическими мерами хронически слабую отрасль поднять не получится. Нужны нестандартные меры по координации усилий автопроизводителей в части развития и унификации производства компонентов

Сергей Кудияров

Гидроблоки ABS в цехе первого в России завода по производству антиблокировочных систем НПП «Итэлма»

Министерство промышленности и торговли внесло в правительство проект постановления, согласно которому производители автомобилей и спецтехники смогут получать субсидию на организацию в России новых производств комплектующих и материалов на площадках ушедших с российского рынка иностранных инвесторов.

«В связи с уходом иностранных компаний с российского автомобильного рынка наиболее остро стоит задача загрузки простаивающих производственных мощностей, а также насыщения российского рынка автомобилями российского производства», — пояснил мотивы предлагаемого решения глава ведомства Денис Мантуров.

В случае принятия постановления мера поддержки начнет действовать уже с 2024 года. Субсидию смогут получить зарегистрированные в России организации на погашение льготных займов, привлеченных в Фонде развития промышленности (ФРП), и только в случае успешной реализации проекта. Сами займы выдаются под 1% годовых.

Предложение не лишнее: привлечение кредитных ресурсов сейчас в России весьма дорого, ключевая ставка ЦБ уже достигла 15% и не исключен ее дальнейший рост.

В то же время средства на развитие нужны: насыщение рынка автокомплектующими стало необходимым условием выживания отечественной автомобильной отрасли, да и достаточно комфортной жизни автомобилистов тоже.

Вот только отрасль уже дошла до столь бедственного состояния, что чисто рыночных мер вроде субсидирования инвестиционных проектов уже недостаточно. Действовать придется решительно и непопулярно.

В отверточной ловушке

Автопром в России еще не так давно позиционировался как пример истории успеха и образец для подражания. Все флаги в гости были к нам, и не с готовой продукцией, а с размещением заводов непосредственно в России.

На практике автопроизводство все больше сводилось к сборке автомобилей из компонентов, поступающих извне. В рамках освоения новых западных брендов и «осовременивания» брендов отечественных замещались даже те позиции, которые исторически, с советских лет, в нашей стране существовали.

По данным Минпромторга, средний уровень локализации производства автомобилей в России накануне СВО составлял 45%, при этом локализация автокомпонентов для них не превышала 20% (уровень локализации рассчитывался по добавленной стоимости).

Масштаб бедствия сильно различался в зависимости от конкретной компании и выпускаемой модели. По данным самих компаний, в последнем довоенном 2021 году уровень локализации отечественных автосборочных производств варьировал от совсем скромных 25% у BMW, Hyundai и Kia, сходивших с конвейера калининградского «Автотора», 30% у владивостокских Mazda и Toyota из Шушар под Санкт-Петербургом до 60% у подмосковных Mercedes и 66–68% у моделей на сборочных заводах Renault в Москве и Тольятти (см. таблицу).

Даже в доску у отечественного и «полувоенного» КамАЗа накануне специальной военной операции доля импортных компонентов, по данным его отчетности, достигала 35%.

В группе ГАЗ в 2021 году отмечали: «Сегодня ни один автомобиль в России, даже самый локализованный, нельзя произвести без импортных компонентов. А некоторых критически важных систем — тормозных, рулевых, компонентов трансмиссии — в России просто нет, компетенции утеряны».

Зависимость российского автопрома от импорта, ранее проявлявшаяся в высокой доле импорта на рынке готовых автомобилей, в 2010-е перешла на уровень автомобильных компонентов и промежуточных товаров. Локализовано было производство лишь наименее технологичных компонентов (стекло, детали интерьера и т. д.) либо эта локализация была неглубокой.

Это поставило отрасль в зависимость от внешних факторов: как от валютного курса (ведь платить за импорт нужно не в рублях), так и от политической воли стран и компаний-поставщиков.

В результате на пике (в 2013 году) объем производства легковых автомобилей в России превышал 1,9 млн единиц, сборочные мощности под ожидания дальнейшего роста были доведены до 3,5 млн автомобилей в год. Но обвал рубля с 2014 года привел к тому, что реальные объемы выпуска болтались в интервале 1,2–1,5 млн легковых авто в год. А политически мотивированное бегство ряда западных компаний из России сбросило объем выпуска легковых автомобилей в стране до 450 тыс. единиц в 2022 году — троекратное падение к уровню предыдущего года и минимальный уровень за всю постсоветскую историю (см. график 1). Выпуск грузовых автомобилей, столь нужных фронту и тылу в условиях СВО, по итогам 2022 года сократился на четверть, до 140 тыс. единиц.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Отсечь и отпустить Отсечь и отпустить

Принципы жизни Бурятии

Вокруг света
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Тела при нагревании расширяются, но не всегда Тела при нагревании расширяются, но не всегда

Что сдерживает тепловое расширение в уникальном сплаве из четырех элементов

ТехИнсайдер
Ученые обнаружили планету, на которой возможно есть жизнь Ученые обнаружили планету, на которой возможно есть жизнь

Какая еще планета, кроме Марса, способна поддерживать жизнь?

Inc.
Илья Волошин: «Отечественное виноделие переживает ренессанс» Илья Волошин: «Отечественное виноделие переживает ренессанс»

Почему отечественное игристое может составить конкуренцию зарубежным аналогам

Ведомости
Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича» Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича»

Как появился первый народный автомобиль — «Москвич»

ТехИнсайдер
Что где есть в Петербурге Что где есть в Петербурге

Как Леонард Конвишер стал главным панком азиатской кухни в Петербурге

Собака.ru
В четыре руки В четыре руки

С террасы открывается вид на поле и дальний лес, здесь хорошо просто молчать

Afternoon Seasons of life
Актрисы Актрисы

Срочно пора знакомить вселенную со сверхновыми актрисами из Петербурга!

Собака.ru
Город-феникс Город-феникс

Что стоит увидеть в столице Чеченской Республики в первую очередь

Лиза
Хронический стресс ухудшил слух мышей Хронический стресс ухудшил слух мышей

У мышей под действием хронического стресса ухудшился слух

N+1
Необычные пейринги к вину: мнения сомелье Необычные пейринги к вину: мнения сомелье

Какие можно попробовать неожиданные и необычные пары к вину?

РБК
Кабина истребителя Кабина истребителя

Мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7

Вокруг света
Советский провенанс: почему ландшафтный дизайн в России никак не выберется из 1980-х Советский провенанс: почему ландшафтный дизайн в России никак не выберется из 1980-х

Как владельцы загородной недвижимости еще находятся в плену яблонь и огородов

Forbes
Рома Декабрев: Очередная попытка выстроить новую искренность, вероятнее всего, окажется лишь новой имитацией искренности Рома Декабрев: Очередная попытка выстроить новую искренность, вероятнее всего, окажется лишь новой имитацией искренности

Рома Декабрев — как поиск персональной истины помогает обретать новые смыслы

СНОБ
Открыть в приложении