Какова динамика доходной части бюджета страны за последнее десятилетие?

МонокльОбщество

Буфер для налоговых перемен

Редакционная статья

Масштабные изменения налоговой системы, которых мы все ждали, впрочем совсем недолго, фактически состоялись. Конечно, предстоит еще обсуждение в Государственной думе, но контуры и масштаб стали понятны на прошлой неделе. Задача очевидна: гарантированно увеличить поступления в бюджет в условиях объективного роста расходов на оборону и необходимости сохранения других расходов, прежде всего социально ориентированных. По оценке Министерства финансов, новая система налогообложения принесет бюджету дополнительно 2,6 трлн рублей. Однако необходимо предусмотреть и возможность того, что предложенные изменения затормозят экономический рост и тем самым окажут понижательное давление на фоновую динамику налоговой базы.

Налоговые преобразования происходят на практически идеальном для экономических властей фоне — быстрый рост экономики и, соответственно, налоговых поступлений. Для понимания общей ситуации стоит посмотреть на динамику доходной части бюджета за последнее десятилетие. Эти цифры, скорее всего, мало кто знает. К счастью, Минфин сам публикует длинные ряды консолидированного бюджета начиная с 2011 года в подробной разбивке по структуре. Что мы видим?

За двенадцать лет бюджет в номинальном выражении вырос в 2,8 раза. При этом нефтегазовые доходы, составлявшие в начале периода более 25% наполнения консолидированного бюджета, существенно уступали в динамике ненефтегазовым. Первые выросли в 1,3 раза, вторые — в 3,3 раза. Соответственно, средние темпы роста доходов бюджета составляли 9% в год, примерно равняясь темпам роста номинального ВВП. Нефтегазовые доходы росли с темпом 4%, вдвое уступая скорости роста ВВП, а ненефтегазовые — с темпом 10,5%.

Эта сравнительная динамика отражала постепенный уход экономики России от сырьевой модели и возрастание роли внутреннего сектора, прежде всего обрабатывающей промышленности, то есть индустрии. Как мы неоднократно отмечали, опережающий рост индустрии начался вскоре после Крымской весны и первого большого пакета санкций. С этого момента и экономика, и бюджет России стали все больше зависеть не от нескольких крупных сырьевых компаний, а от деятельности тысяч

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении