Какие из автобусов вошли в историю отечественного автопрома

РБКАвто

Модели советских автобусов: когда появились первые автобусы в СССР

Более ста двадцати заводов в СССР выпускали свои автобусы. Рассказываем, какие из них вошли в историю отечественного автопрома

ЗиС-154 (Фото: autowp.ru)

Когда появились автобусы в СССР

В 1903 году изобретатель Петр Фрезе построил в Петербурге первый русский автобус с двигателем внутреннего сгорания. Он был оборудован 1-цилиндровым бензиновым мотором De Dion-Bouton мощностью 8 л.с, доставленным из Франции. Открытый автобус «Фрезе» вмещал восемь пассажиров и развивал скорость до 16 км/ч, что в три раза превосходило скорость пешехода.

Революции 1905 и 1917 годов, а также гражданская война остановили развитие автобусного транспорта. Оно продолжилось в 20-е годы, теперь уже в СССР. Перед советскими инженерами стояла задача сделать автобусы более комфортабельными и доступными для всех слоев населения.

Первым советским автобусом можно считать 14-местный АМО-Ф15, разработанный «Автомобильным Московским Обществом» (АМО). Кузов автобуса собирали из деревянных брусьев и обшивали жестяным листом. Он вмещал до 15 человек, а двигатель мощностью 35 л.с. позволял ему развивать скорость до 50 км/ч.

Медицинский автомобиль АМО-Ф15
Медицинский автомобиль АМО-Ф15 (Фото: autowp.ru)

АМО-Ф15 производился с 1926 по 1932 год. Всего было выпущено около 200 единиц. Однако из-за несовершенства технологий производства они оказались достаточно дорогими и не конкурентоспособными по сравнению с импортными моделями.

Модели советских автобусов

АМО-4

АМО-4 Люкс
АМО-4 Люкс (Фото: autowp.ru)

В 1931 году, после реконструкции, завод «АМО» приступил к производству новых грузовых автомобилей АМО-2 и АМО-3. Параллельно с ними в 1932 году был налажен выпуск автобусных шасси «АМО-4» с удлиненной до 4420 мм колесной базой. Он был одним из первых советских грузовиков, которые использовали в качестве тяжелой техники на строительных площадках и в сельском хозяйстве.

АМО-4 существовал в двух разновидностях: люкс и стандартная. У первой были кожаные сиденья с вертикальными стежками. Автобус имел овальное окно в задней стенке, пять окон по бокам, одну дверь для посадки пассажиров и увеличенный задний свес. Над окнами устанавливались багажные сетки и занавески. В салоне было предусмотрено 21 место для пассажиров. Длина автобуса составляла 7600 мм.

Стандартная модель АМО-4 отличалась меньшей длиной (7370 мм) и меньшей снаряженной массой (4200 кг) из-за более короткого заднего свеса.

Шестицилиндровый мотор объемом 4,882 л разгонял автобус на дороге до 55 км/час. Он снабжался поршнями из чугуна, нижними клапанами, топливным насосом диафрагменного типа и двухдисковым сцеплением сухого типа.

21 пассажирское сиденье было обито дерматином. Окно в задней стенке имело прямоугольную форму, а двустворчатая дверь находилась в задней части кузова.

ЗиС-5

Модель штабного автобуса ЗиС-5
Модель штабного автобуса ЗиС-5 (Фото: Олег Кузнецов / ussrtoscale.com)

Это был один из главных автомобилей времен Великой Отечественной войны. На фронте грузовик уважительно называли «Захар Иванович». Автомобиль выпускался на Заводе имени Сталина (ЗиС). Он был создан на основе американской машины Autocar Dispatch SA. При этом конструкция ЗиС-5 отличалась от американских машин. Основной упор при переносе американской модели на отечественную был сделан на упрощение и повышение ремонтопригодности конструкции.

Грузоподъемность грузовика составляла три тонны. Это было вдвое больше, чем у знаменитой «полуторки». Запас хода при движении по шоссе составлял 205 км. При движении по шоссе ЗиС-5 был способен развивать скорость до 60 км/ч. Средняя скорость при движении по шоссе составляла 30 км/ч, а по грунтовой дороге — до 20 км/ч. Основным же недостатком ЗиС-5 являлось то, что у машины ведущими были только задние колеса.

ЗиС-8

ЗиС-8
ЗиС-8 (Фото: autowp.ru)

Первые опытные образцы ЗиС-8 появились в 1933 году, а через год автобус запустили в серию. В основе этого грузовика лежало шасси ЗиС-5, на раму которого установили деревянный пассажирский кузов с металлической обшивкой. Платформа была удлинена и усилена, но под капотом устанавливался мотор от ЗиС-5 объемом 5,6 л и мощностью 73 л. с. Автобус мог разгоняться до 60 км/ч.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сало: польза и вред для организма, рецепты Сало: польза и вред для организма, рецепты

Почему возобновился интерес к салу и зачем его есть?

РБК
Паразит рептилий два года прожил в глазу поевшей крокодилятины конголезки Паразит рептилий два года прожил в глазу поевшей крокодилятины конголезки

Врачи извлекли из глаза молодой женщины личинку пятиустки Armillifer grandis

N+1
Лжец со стрелкой: 5 необычных фактов об обычном спидометре Лжец со стрелкой: 5 необычных фактов об обычном спидометре

Несколько удивительных фактов о спидометре в вашем автомобиле

ТехИнсайдер
Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки

Мы решили рассказать о скрытых героях гоночной трассы

Maxim
Приход Антихриста, Апокалипсис и город живых мертвецов. Почему юмор Гоголя должен пугать Приход Антихриста, Апокалипсис и город живых мертвецов. Почему юмор Гоголя должен пугать

В чем Гоголь опередил Кафку и Камю и почему его юмор должен вызывать ужас

СНОБ
5 привычек для здорового старения мозга 5 привычек для здорового старения мозга

Что вы можете сделать, чтобы предотвратить снижение когнитивных способностей?

ТехИнсайдер
Галлицы опылили крошечные цветки орхидеи оберонии Галлицы опылили крошечные цветки орхидеи оберонии

Ранее считалось, что галлицы не опыляют орхидеи, но это оказалось не так

N+1
Па-де-де Па-де-де

Разговор об искусстве с основательницей и художественным руководителем ЦБШ

Grazia
Урал: от природной кладовой к промышленному производству Урал: от природной кладовой к промышленному производству

Когда мы говорим о природных богатствах России, прежде всего вспоминается Урал

Знание – сила
Украшаем стол Украшаем стол

Необычные идеи окрашивания яиц и украшения стола

Лиза
Биткоин: некуда деваться Биткоин: некуда деваться

С криптовалютами все непросто, причем так было с момента их создания

Монокль
Я — сноб: ресторатор Дмитрий Романов Я — сноб: ресторатор Дмитрий Романов

Ресторатор Дмитрий Романов — почему он все еще художник, а не бизнесмен

СНОБ
Самая любимая Самая любимая

Направление self-care лечит не только тело, но и душу

Лиза
На память о встрече На память о встрече

Аварии из эпохи СССР, запечатленные на фото

Автопилот
Что такое водородная очистка двигателя, как работает и стоит ли делать Что такое водородная очистка двигателя, как работает и стоит ли делать

Все о водородной очистке двигателя: что за процедура и есть ли в ней смысл

РБК
Колдовство — это политика: как в средневековой Ирландии пытались осудить ведьму Колдовство — это политика: как в средневековой Ирландии пытались осудить ведьму

Отрывок из книги «Леди-убийцы. Их ужасающие преступления и шокирующие приговоры»

Forbes
Личные границы Личные границы

Какими должны быть личные границы, чтобы тебе было комфортно

Лиза
Управление неизбежностью: что делать до и после кибератаки Управление неизбежностью: что делать до и после кибератаки

Как подготовиться к киберинциденту и что нужно делать, когда он уже случился?

Forbes
Его рок-н-ролл Его рок-н-ролл

Эмин Агаларов: «Элвис в моём исполнении всегда нравился слушателям»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Этруски – кто они?.. Этруски – кто они?..

Этруски — один из самых древних и загадочных народов Европы

Зеркало Мира
Сменить фокус: как высокая медиаинфляция заставит бизнес адаптироваться Сменить фокус: как высокая медиаинфляция заставит бизнес адаптироваться

Что такое brandformance-продвижение и как оно может помочь бизнесу?

Forbes
Персона Грата Персона Грата

Комфортный минималистичный интерьер для большой семьи

SALON-Interior
Как зародился образ женщины-домохозяйки и при чем здесь капитализм Как зародился образ женщины-домохозяйки и при чем здесь капитализм

В какой момент женщина стала ответственной за домашний уют?

Psychologies
Как убирать спальню каждый день, раз в неделю и раз в месяц: советы профессиональных клинеров Как убирать спальню каждый день, раз в неделю и раз в месяц: советы профессиональных клинеров

Как поддерживать в спальне чистоту и порядок?

VOICE
Как вулканы повлияли на атмосферу Венеры Как вулканы повлияли на атмосферу Венеры

В новой работе исследователей рассматривается вопрос вулканизма на Венере

ТехИнсайдер
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
У молодого поколения мозг больше. Это влияет на развитие слабоумия У молодого поколения мозг больше. Это влияет на развитие слабоумия

Больший размер мозга говорит о здоровье мозга и лучших когнитивных функциях

ТехИнсайдер
Феномен высокого места: почему нас так тянет спрыгнуть с края Феномен высокого места: почему нас так тянет спрыгнуть с края

Что такое «зов бездны» и почему некоторые ему поддаются?

Psychologies
Урал Бажова Урал Бажова

Как Павел Бажов собрал и сформулировал образ Урала

Знание – сила
Все льготы Арктики: почему выгодно жить в регионах Крайнего Севера Все льготы Арктики: почему выгодно жить в регионах Крайнего Севера

Какие льготы получают жители Арктической зоны?

ФедералПресс
Открыть в приложении