Как запрещали фантастику в СССР

Мир ФантастикиНаука

Великая и могучая цензурирующая машина

Как запрещали фантастику в СССР

Текст: Антон Первушин

На протяжении почти всей своей истории советская фантастика находилась под надзором цензуры. Даже видные фантасты не всегда могли публиковать свои тексты в исходном виде. А страдали от этого прежде всего читатели, которые зачастую и не подозревали, чего лишены.

«Великой и Могучей Цензурирующей машиной» систему контроля над печатным словом, созданную в СССР, метко назвал Борис Натанович Стругацкий в мемуарных «Комментариях к пройденному». Братья Стругацкие лучше многих знали, как она работала: как вносилась редакторская правка, как запрещали к изданию готовые тексты, как книги изымали из библиотек. Конечно, они видели только часть колоссального процесса, который касался не только фантастов. Но именно в фантастике он проявился наиболее абсурдно.

Когда Джордж Оруэлл придумывал Министерство правды для своего романа «1984», в Советском Союзе вовсю работал Главлит, воплощавший тоталитарные фантазии в жизнь

Министерство правды

Первый список запрещённых к распространению книг в России появился ещё в 1870 году. Его выпустило Министерство внутренних дел, и он уместился на двадцати страницах. В советские времена такие списки насчитывали до 400 страниц, включая более 10 тысяч названий; последняя редакция вышла 27 декабря 1988 года.

Подготовкой и распространением запретительных списков занимался Главлит. Появился он не сразу. Во время Гражданской войны действовал целый ряд цензурных учреждений: Ревтрибунал печати, Военно-революционная цензура, Политотдел Госиздата. Они плохо координировали работу и конкурировали друг с другом. В эпоху НЭПа гражданам разрешили открывать частные издательства, и правительству пришлось навести порядок в этой области. 6 июня 1922 года «в целях объединения всех видов цензур» был создан Главлит РСФСР (позднее — Главлит СССР). Аббревиатуру в разные годы расшифровывали по-разному: до 1935 года — как Главное управление по делам литературы и издательств при Наркомате просвещения, затем как Главное управление по охране государственных (в 1930–40-е годы добавляли «и военных») тайн в печати.

Казалось бы, что плохого в охране государственных и военных тайн? Однако Главлит проводил политику, которая лучше подошла бы Министерству правды, описанному Джорджем Оруэллом в романе «1984», — не столько запрещая, сколько «стирая» книги и авторов из реальности. К слову, этот роман тоже запретили, и его перевод на русский язык вышел только в 1989 году — через сорок лет после первого издания.

В мае 1923 года Главлит разработал и разослал «Инструкцию о порядке конфискации и распределения изъятой литературы». В ней говорилось:

Изъятие (конфискация) открыто изданных печатных произведений осуществляется органами ГПУ на основании постановлений органов цензуры... Произведения, признанные подлежащими уничтожению, приводятся в ГПУ в негодность к употреблению для чтения, после чего могут быть проданы как сырьё для переработки в предприятиях бумажной промышленности с начислением полученных сумм в доход казны по смете ГПУ.


Историк Арлен Блюм подсчитал, что за время существования Главлита его чиновники изъяли из обращения свыше 100 тысяч наименований книг, которые перед тем прошли цензуру и были напечатаны. Общее количество уничтоженных экземпляров превышает миллиард!


Советские цензоры не только вычёркивали из книг имена «врагов народа», но и ретушировали исторические фотографии

Книги уничтожались по двум основным причинам, имевшим весьма отдалённое отношение к сохранению тайн.

Главлит рассылал
по инстанциям
секретные списки с
перечислением
сведений, не
подлежащих
разглашению

Первая причина — упоминание лиц, признанных «врагами народа». Политическая конъюнктура быстро менялась, и в немилость часто попадали видные партийные деятели, даже герои Революции и Гражданской войны. Стало ясно, что, если всё это запрещать, библиотеки останутся вообще без книг. Поэтому Главлиту было приказано включать в списки лишь авторские книги «врагов», а в других случаях производить «вычерки и исправления». Целая армия библиотекарей под наблюдением цензоров вымарывала имена, заклеивала портреты, изымала отдельные статьи и главы. Практика, введённая в мае 1941 года, продолжилась и после войны, причём позднее библиотекари должны были сами озаботиться вычёркиванием упоминаний о неугодных лицах, не дожидаясь распоряжения Главлита. Порой это приводило к курьёзам, когда «репрессиям» подвергались книги авторов-однофамильцев. Вот что говорится в одном из разосланных циркуляров:

На поступившие запросы разъясняю, что в приказе № 681 (15) значится автор Голиков А.П. (военная тематика). Прошу не смешивать его с автором детской художественной литературы Голиковым А.П., он же Гайдар, у него имеются также книги для детей на военные темы.

Вторая причина — антисоветские или «идейно чуждые» мотивы произведения. Запрещалась сатира на высшее руководство и спецслужбы; нельзя было изображать ужасы Гражданской войны, упоминать о «разложении большевиков» при НЭПе и об оппозиции в партии и профсоюзах, критиковать коллективизацию и массовые судебные процессы. Разумеется, эротика и нецензурная брань тоже были под запретом.

Если текст не подпадал ни под одну из этих категорий, но книгу всё равно нужно было изъять, в ход шли обвинения в упадничестве, пессимизме, идеализме, космополитизме, преклонении перед Западом или даже отсутствии художественной ценности. Приговор обычно выносили авторитетные критики. Главлит прислушивался к их мнению, особенно когда оно публиковалось на страницах официальных органов печати типа «Правды», «Известий» и «Литературной газеты».

Советские граждане зачастую даже не догадывались, что круг их чтения определяют чиновники из Главлита

«Неудобная» фантастика

Времена НЭПа стали эпохой расцвета для русской экспериментальной литературы, в том числе фантастики. К ней обращались такие крупные авторы, как Алексей Толстой, Михаил Булгаков, Александр Беляев, Валерий Брюсов, Александр Грин, Илья Эренбург, Владимир Маяковский и Мариэтта Шагинян. Евгений Замятин, занимавшийся теорией фантастики, даже полагал, что она — новый синтетический вид литературы, которому принадлежит будущее. Ему же предстояло вскоре узнать, что не всякая фантастика нужна советской власти.

Замятин вернулся в Россию из Англии в сентябре 1917 года, вдохновлённый революцией, и сразу включился в культурную деятельность. Изучая научную фантастику, он пришёл к выводу, что её самый актуальный формат — в соединении сатиры с футурологией. Чтобы проиллюстрировать свои идеи, Замятин взялся за масштабную утопию. Получился мрачный роман «Мы» (1921), который называют первой современной антиутопией.

Замятин догадывался, что роман может вызвать критику, но в октябре 1921 года всё же представил его на суд редколлегии Петроградского отделения Госиздата и получил разрешение на публикацию. Для продвижения романа писатель устроил чтения отрывков из него в Петрограде, Коктебеле и Москве. Экземпляр романа он отправил критику Александру Воронскому, главному редактору журнала «Красная новь» и организатору издательства «Круг». Вероятно, Замятин рассчитывал на положительный отзыв, но Воронский разглядел в тексте «памфлет на коммунизм» и «служение злому делу», поэтому, хоть и признал мастерство автора, дал роману отрицательную оценку. А после того, как в августе 1922 года Замятин был арестован ГПУ и попал в список на высылку из страны, перспективы публикации «памфлета» стали нулевыми.

Тем не менее писатель предложил роман в готовящиеся к печати первые номера журналов «Основы» и «В мире фантастики, утопии и приключений». К сожалению, оба журнала так и не вышли. Окончательное решение по роману цензоры ленинградского Гублита (Губернского отдела литературы и искусства) приняли в мае 1924 года: роман содержит «пародию на коммунизм» и представляет «государственную опасность». После этого Замятин отказался от попыток опубликовать «Мы» на родине: роман вышел сначала на английском, потом — на чешском и французском.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сила воли: что мешает нам добиваться цели Сила воли: что мешает нам добиваться цели

Проблема отсутствия силы воли – в образе жизни, который ее ослабляет

Psychologies
Call of Duty: Black Ops 4 Call of Duty: Black Ops 4

Call of Duty: Black Ops 4. Подробности с пресс-показа в Лос-Анджелесе

Игромания
Что там у «Сидаба»? Что там у «Сидаба»?

Сериалы The CW по DC в 2018 году: от лучшего к худшему

Мир Фантастики
Рубаха-парень Рубаха-парень

Кендрик Ламар получил Пулитцеровскую премию на сцене Колумбийского университета

Esquire
Горе без ума Горе без ума

Ученые вплотную приблизились к ответу на вопрос, существуют ли гены гениальности

Вокруг света
Без ансамбля Без ансамбля

Если не с кем по­ехать в от­пуск, вос­поль­зуй­тесь этой ред­кой воз­мож­ностью

Glamour
Картошка — плод разврата, или пошлые и странные легенды старообрядцев Картошка — плод разврата, или пошлые и странные легенды старообрядцев

Кто такие старообрядцы, почему некоторые из них не едят конину?

Playboy
Посмотрите на футбольную коллекцию Nike x Off-White Посмотрите на футбольную коллекцию Nike x Off-White

Коллекция кроссовок и футбольных джерси «Football, Mon Amour» от Вирджила Абло

GQ
Твоя третья половина: что так тянет девушек на романы с женатыми Твоя третья половина: что так тянет девушек на романы с женатыми

Возрадуйся! Женщины, наконец, рассказали, почему они так любят женатых.

Maxim
Coverstory Coverstory

Рэперы, сколько бы они ни открещивались, — новые глянцевые персонажи

SNC
Ускоряем компьютер: оптимизация системы Ускоряем компьютер: оптимизация системы

Иногда, чтобы разогнать свой ПК, нужно залезть в параметры Windows

CHIP
Знаменитости, которые инсценировали свою смерть (и что из этого вышло) Знаменитости, которые инсценировали свою смерть (и что из этого вышло)

У каждого из героев нашей подборки была своя причина "похоронить себя".

Cosmopolitan
Не прямое решение Не прямое решение

Как перестать бороться со своими кудрями

L’Officiel
Как выбрать электромобиль Как выбрать электромобиль

Электромобили — это здорово, если они соответствуют индивидуальным потребностям

CHIP
Жена Александра Кержакова рассказала о его изменах, шантаже и рукоприкладстве Жена Александра Кержакова рассказала о его изменах, шантаже и рукоприкладстве

В мае жена Александра Кержакова Милана сообщила, что они расстались

Cosmopolitan
«Возможно, я никогда не выйду замуж. И это нормально» «Возможно, я никогда не выйду замуж. И это нормально»

Стереотип о том, что все женщины мечтают выйти замуж, наконец уходит в прошлое

Psychologies
«Я не могла сказать ни слова, в горле как будто перерезали провода...» «Я не могла сказать ни слова, в горле как будто перерезали провода...»

Ольги Кузнецовой пришлось учиться жить и работать без голоса

Psychologies
10 неизвестных фактов об Александре Маккуине 10 неизвестных фактов об Александре Маккуине

10 фактов из биографии дизайнера, о которых вы могли не знать

Esquire
Константин Воробьёв Константин Воробьёв

Константин Воробьёв как зеркало русской военной прозы

Дилетант
Из обычной девушки в Мэрилин Монро: как за 2 года изменилась Алеся Кафельникова Из обычной девушки в Мэрилин Монро: как за 2 года изменилась Алеся Кафельникова

Как модель Алеся Кафельникова изменилась визуально за пару лет

Cosmopolitan
Цвет и фактура Цвет и фактура

Смелые цветовые решения и сочетания вдохновляют на изменения

Домашний Очаг
Леденящие истории, случавшиеся с одной из самых ценных частей тела мужчин Леденящие истории, случавшиеся с одной из самых ценных частей тела мужчин

Мы попросили наших читателей прислать всякие интересные и страшные истории

Maxim
Как мужчины борются с депрессией: 9 типичных ошибок Как мужчины борются с депрессией: 9 типичных ошибок

Какие ошибки совершают мужчины, столкнувшись с депрессией

Psychologies
Расправил крылья: Сергей Галицкий купил себе новый Gulfstream за $70 млн Расправил крылья: Сергей Галицкий купил себе новый Gulfstream за $70 млн

Сергей Галицкий приобрел себе новый бизнес-джет

Forbes
10 спортсменов, которые были пойманы на читерстве 10 спортсменов, которые были пойманы на читерстве

Самые интересные скандалы, связанных с нечестными спортсменами

Cosmopolitan
Власть Винни Власть Винни

Канадка Винни Харлоу для модельного бизнеса — прецедент

L’Officiel
Заходи, побеседуем Заходи, побеседуем

Для душевных бесед и вкусных обедов на даче не обойтись без беседки

Лиза
Вверх ногами Вверх ногами

Как выполнить перевёрнутые асаны - нестрашные, стабильные и приятные

Yoga Journal
Как диверсанты взрывают корабли Как диверсанты взрывают корабли

Наименее защищенная часть боевого корабля – его днище

Популярная механика
Пришло «Лето» Кирилла Серебренникова — гимн творчеству и свободе Пришло «Лето» Кирилла Серебренникова — гимн творчеству и свободе

Черно-белый фильм находящегося под домашним арестом Кирилла Серебренникова

Playboy
Открыть в приложении