Назад в будущее / Машина времени
Новые законы роботехники
Прошлое и будущее роботов
До чего дошёл прогресс —
Труд физический исчез,
Да и умственный заменит
Механический процесс.
Позабыты хлопоты, остановлен бег —
Вкалывают роботы, а не человек.
Роботы давно стали частью нашего мира. Предполагалось, что они заменят людей на вредных и поточных производствах, станут безропотными слугами и интеллектуальными помощниками. Однако в реальности появление роботов способствует не замещению человека, а созданию для него принципиально новых видов деятельности. Чего нам ждать от дальнейшей автоматизации?
Любая технология появляется, когда на неё возникает социальный заказ. Идея искусственных слуг, помогающих человеку в быту, впервые была сформулирована ещё в античности. Тогда появились автоматические устройства для разнообразных нужд: отсчёта времени, открытия дверей, продажи воды, развлечений, религиозных церемоний. Гораздо позднее возникла идея андроидов — более сложных механизмов, имитирующих облик и движения людей. Однако даже паровые машины, построенные во второй половине XIX столетия, ни в чём не могли заменить человека. Время настоящих роботов началось в эпоху электричества.
Эра дистанционного управления
В начале ХХ века футурологи высказывали мнение, что в грядущей мировой войне будут в основном использоваться телеуправляемые (дистанционно управляемые) боевые машины, водители которых будут находиться на безопасном расстоянии от поля боя. Такой прогноз основывался на обещаниях инженеров: например, 8 декабря 1898 года знаменитый Никола Тесла продемонстрировал в спортивном комплексе Мэдисон-сквер-гарден (Нью-Йорк) миниатюрную лодку, управляемую по радио.
Как часто случается, футурологи ошиблись с масштабами, хотя попытки победить врага с помощью военных роботов предпринимались не раз. В 1915 году в состав немецкого флота приняли взрывающиеся катера Fernlenkboot, построенные по проекту фирмы Siemens & Halske: некоторые из них управлялись по электропроводам длиной около 20 миль, другие — по радио. Наиболее успешным применением катеров стала атака на британское судно «Эребус», состоявшаяся 28 октября 1917 года.
Кроме того, доктор Вильгельм фон Сименс разработал для немецкой авиации телеуправляемую планирующую торпеду, которая должна была сбрасываться с дирижабля, однако дальше испытаний дело не пошло. Тогда же, весной 1917 года, совершил свой первый полёт и радиоуправляемый беспилотный аэроплан Aerial Target, построенный под руководством английского физика Арчибальда Лоу.
В 1920-е годы инициативу перехватили советские инженеры: по решению правительства Владимира Ленина было организовано Особое техническое бюро, которое возглавил инженер-дворянин Владимир Бекаури. Там создавались системы дистанционного управления для бомбардировщиков «ТБ-1» и «ТБ-3». Но задача оказалась слишком сложной для советской промышленности, поэтому в свой первый и последний боевой полет телеуправляемый бомбардировщик, получивший название «Торпедо», отправился только в 1942 году.
Помимо самолётов, Бекаури разрабатывал телеуправляемый катер и телетанки «ТТ-26» разных модификаций. Последние даже использовались в ходе Зимней войны с Финляндией и в начале Великой Отечественной. Впрочем, они показали низкую эффективность и вскоре были сняты с вооружения.
Немецким войскам тоже не помогли ни самоходная мина Goliath, ни крылатый самолёт-снаряд V-1 , ни баллистическая ракета V-2 . Хотя все эти образцы «чудо-оружия» вполне можно отнести к первым примерам серийной роботехники, они оказались несвоевременными, поэтому не столько наносили урон противнику, сколько пожирали дефицитные ресурсы.
Военное применение телеуправляемых систем было самым очевидным вариантом, но специалисты довольно быстро нашли и другие области их использования. Если полистать журналы 1930-х годов, можно увидеть, что телеуправлению собирались доверить практически все сферы жизни: энергетику, транспорт, промышленность, сельское хозяйство. И , конечно, одним из самых перспективных направлений представлялись научные исследования, ведь разнообразные механизмы могли проникнуть туда, где человек не может долго находиться без риска для жизни.
Наибольшее распространение системы дистанционного управления получили в космонавтике: все спутники, межпланетные аппараты, грузовые и пилотируемые корабли так или иначе управляются с Земли. Настоящим прорывом стали миссии «Луноходов» в 1970 и 1973 годах, успех которых в наше время перекрыли марсоходы Spirit, Opportunity и Curiosity. Технология телеуправляемых планетоходов остаётся востребованной, что подтверждает китайская машина «Юйту», успешно доставленная на Луну в декабре 2013 года.
На основе планетоходов были разработаны самоходные роботы, способные выполнять задания в зонах с повышенным радиоактивным фоном. В ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС принимали участие различные роботизированные комплексы. Сегодня аналогичные системы используются в хранилищах радиоактивных отходов.
Помимо космонавтики и радиоактивных зон, телеуправляемые механизмы широко распространены в авиации. Беспилотные летательные аппараты, которые часто называют дронами, вошли в серийное производство сначала в качестве мишеней, затем — разведчиков. Появление систем глобального позиционирования расширило возможности дронов: теперь они всё чаще используются для поиска возможных целей и даже для нанесения ударов по ним. Наибольших успехов тут добились американские вооружённые силы, в распоряжении которых находится свыше 11 тысяч разнообразных дронов. Самым передовым считается беспилотник Х-47B, который может взлетать с авианосца и дозаправляться в воздухе; причём все эти сложные манипуляции он способен совершать и без участия наземного оператора. Более простые дроны доступны обычным людям, которые приобретают их для развлечения, фотовидеосъёмки и доставки небольших грузов.
В подводном деле роботы, управляемые по кабелю или акустическому каналу связи, используются с 1960-х годов: первыми здесь стали английские инженеры, построившие подводного сапёра Cutlet. Наибольшую известность приобрёл аппарат Argo, который 31 августа 1985 года отыскал обломки затонувшего лайнера «Титаник». Для дальнейших исследований легендарного судна был построен «блуждающий глаз» — миниатюрный аппарат Jason Junior.
Позднее подводные роботы привлекались для изучения затонувших субмарин и старинных кораблей по всему свету. 24 марта 1995 года японский подводный робот Kaiko установил рекорд, погрузившись в Марианскую впадину на глубину 10 911 метров. В мае 2009 года американский аппарат Nereus, снабжённый оптоволоконным кабелем, попытался нырнуть ещё глубже, но остановился на отметке 10 902 метра.