Миллиарды на интернет-маркетинге: история агентства «Риалвеб», пережившего четыре кризиса
«Риалвеб» — одно из немногих агентств на российском рекламном рынке, которое сумело вырасти до миллиардных оборотов без помощи глобального партнёра. Локальная экспертиза и собственные разработки в части перфоманс-маркетинга позволяли компании отвечать на кризисы новым ростом, привлекая всё больше новых клиентов. Среди них — ВТБ, re: Store, hh.ru, «Эвалар», «Перекрёсток» и другие. Зачем менеджеры агентства ходили на встречу с клиентами с двумя ноутбуками, как Николай Давыдов убедил основателей в том, что им нужны инвестиции, и почему новый кризис для диджитала хуже предыдущих — в истории Inc.
Компьютер с рубильником
В 1998 году, когда по России ударил кризис, Василий Лазука учился на третьем курсе факультета менеджмента СПбПУ. Раз в год родители присылали ему деньги на ежедневные расходы. После скачка курса рубля сумма, предполагавшаяся на год, сократилась в несколько раз. «Я посчитал, что еды хватит только на несколько месяцев, а дальше вообще непонятно, на что жить», — вспоминает Лазука.
Его однокурсник и друг Максим Виноградов, как и Лазука, увлекался компьютерами и умел с ними работать (на этой почве они подружились). Идеи начать бизнес, связанный с компьютерными технологиями, у друзей возникали не раз, но не хватало стимула. Попытки трудоустроиться в кризис ни к чему не приводили. Оставалось два варианта: продавать товары в электричках, — утрирует Лазука, — либо наконец делать что-то своё. Выбор пал на второе.
О запуске интернет-агентства речи не шло. Реклама в интернете в то время сводилась к тому, что компаниям просто нужны были одностраничные сайты-визитки. Лазука и Виноградов взяли это на вооружение и начали их делать. По факту, они создавали веб-студию.
Чтобы не тратить деньги на регистрацию ООО, партнёры купили ненужное юрлицо у компании, бухгалтером которой была мама Виноградова, и переименовали его в ООО «Риалвеб». Помещение для офиса нашли через маму одногруппницы. Та работала в агентстве недвижимости, которое согласилось предоставить место в агентском зале взамен на сайт.
«Это была чисто стартаперская тема — без денег, на одной идее. Нам отдали старый компьютер, потому что было жалко выкидывать. У него монитор включался рубильником», — рассказывает Лазука.
Больше полугода веб-студия, созданная на коленке, перебивалась мелкими заказами. Участие в тендерах крупных компаний ни к чему не приводило. Партнёры уже подумывали оставить бизнес и устроиться на работу. Но внезапно пришёл положительный ответ от компании «Максидом», в тендере которой участвовал «Риалвеб». Весной 1999 года веб-студия получила первый крупный контракт на написание полноценного сайта. По словам Лазуки, заполучить такого клиента было важно с точки зрения имиджа: «Максидом» открыл в Петербурге первый магазин в формате гипермаркета, став своего рода новатором рынка.
Партнёры выполнили заказ, сделав компании «нарядный» сайт. После этого начали приходить новые клиенты со словами: «Мы хотим сайт, как у „Максидома“». Цена заказов варьировалась от $1 тыс. до $5 тыс.
Среди новых заказчиков была компания «Браво Интернешнл», владевшая крупнейшим пивоваренным заводом. Ей руководил иностранный менеджмент, как говорит Лазука, с другим уровнем понимания маркетинга. «Они понимали, что интернет — это инструмент коммуникации, контакта с аудиторией. Мы не просто сделали сайт. У нас появился онлайн-клуб любителей пива „Бочкарёв“, были конкурсы», — вспоминает Лазука. В одном из них даже поучаствовал дизайнер Артемий Лебедев. Клуб разыгрывал ящик пива для того, кто уместит в одной фотографии больше всего пивных бутылок. Лебедев сделал картинку-коллаж с рядами бутылок, и ему отправили ящик пива.
Непонимающие клиенты
После опыта с «Браво Интернешнл» основатели «Риалвеб» начали поглядывать на рекламный рынок в интернете. Шёл 2003 год: «Яндекс» и «Рамблер» уже продавали баннеры на главных страницах. Компании выкупали их на месяц, как места на билбордах. За показы платили постфактум — около $50 за 1 тыс. показов.
Чтобы попробовать себя в агентском бизнесе, предприниматели наняли менеджера по продажам, который обзванивал компании и предлагал услуги «Риалвеб». Так попали на турфирму «Нева». На встрече её менеджеры заявляли об ограниченном бюджете в $8 тыс. и необходимости выполнить KPI. Основателей «Риалвеб» удивила погружённость клиента в тему и понимание, что ему нужно, и они согласились на новый челлендж.
Под новый заказ наняли разработчиков. Команда «Риалвеб» написала специальные скрипты, которые позволяли ставить вместо баннера код. Дальше вызывался подходящий баннер, в зависимости от геопозиции пользователя.