Место, время, человек: из чего складывается сибирский кинематограф
С 13 по 15 октября в Санкт-Петербурге прошли первые показы кинофестиваля Makers of Siberia Film Festival. Следом показы пройдут на непосредственной родине участников смотра: Томске, Тюмени, Ханты-Мансийске, Омске и Красноярске. Кинокритик Елена Зархина посмотрела 15 представленных на фестивале короткометражных проектов игрового, документального и анимационного кино, и на их примере разбирается в уникальности языка и формы современного сибирского кино.
Если постараться разложить увиденные проекты на три составные части, получится, что современных сибиряков с киноаппаратом интересуют человек, его место на земле и время, ведущее отсчет его жизни, которого, конечно же, никогда не хватает. Казалось бы, что тут особенного? Об этом же снимают и все остальные кинематографисты мира, но представленные на смотре картины личным примером доказывают, что в Сибири у людей кожа толще, бесстрашия больше, а память напоминает структуру ДНК, в котором сплелись истории прошлого: недавнего или совсем далекого, свидетельства которого не способны стереть никакие суровые ветра и снегопады. Это чуткое и бережное отношение к своей земле находит свое отражение почти в каждой из представленных работ: будь это лирическая картина «Я дома» Евгения Третьякова про героя, который рвется уехать, но передумывает за миг до, иди документальный фильм «Там, где наш дом: Елена Руденко» (специальное упоминание жюри) Дмитрия Квашнина. Это внимательное наблюдение за геологом из Хакасии, для которого пещеры подобны храму, а труд всей жизни — не гонка за научными открытиями, а попытка сохранения той целостности природы, которая возможна только в максимальной отдаленности от человека.
Человек
Но каким представлен сам человек в проектах смотра? Это и словно застрявший в прошлом герой ностальгирующей истории «Сон почтальона» Александра Краснова, и раскладывающий жизнь на звуки музыкант из истории-перформанса «Вода. Земля и провода» Александра Пустынского, и доведенный до абсурда образ героя сатирической комедии «Иван Савельевич теряет профессию» Кирилла Доровских, и просто собирательный образ жителей больших городов и почти исчезающих поселений. Всех их объединяет ощущение своей инаковости: они не встраиваются в существующий уклад жизни, стараясь то изменить его под себя, то максимально дистанцироваться от него.
В уже упомянутой картине 2021 года «Я дома» 22-летний Макс (Степан Белозеров из недавних «Лунатиков» Юрия Мороза) пытается зафиксировать новую динамику в мире, который остается неизменным, напоминая «День сурка». Он знает наперед не просто, каким будет каждый следующий день, но способен предсказать его посекундно: сейчас пройдет мужчина с собакой, а здесь, сидя на подоконнике, будет петь девушка. И так каждый день. Но эта зацикленность привычного мира не смущает парня, который в чем-то напоминает героя фильма «Персонаж» Марка Форстера — он то же будто герой еще только пишущегося романа, которому предстоит обрести свою субъектность в отрыве от выученной рутины. Даже по городу он перемещается подобно персонажу сценария от одной сцены к другой, акцентируя внимание зрителя на самых важных моментах истории, превращая тривиальный сюжет в оригинальное произведение.