К 25-летнему юбилею геноцида в Руанде

MaximИстория

Ночь тонких носов

О невмешательстве колониалистических империалистов во внутренние дела суверенного государства. К 25-летнему юбилею геноцида в Руанде.

Текст Петр Заболотнев

Руанда находится в самом центре Африки, в самом ее, можно сказать, пупке. Полное название страны переводится как «земля тысячи холмов», и оно чрезвычайно Руанде подходит. Правда, в последние лет пятьсот творится на этих холмах такое, что разобраться с наскоку будет трудно, но мы все равно попытаемся.

Смены караула

Тысячу лет назад тут жил народ, называвший себя тва. Ростом они были примерно с хоббита. Если какой-нибудь тва вытягивался до полутора метров, он уже считался богатырем и великаном, потому что все прочие были ниже его на голову. Жили тва тут очень, очень давно, еще фараонам Древнего Египта за два тысячелетия до новой эры иногда привозили в подарок маленьких черных людей. А древние греки, навещавшие Египет спустя 15 веков, приходили от вида тва в такой восторг, что потом долго врали про них всякие небылицы в своих путевых заметках. Именно греки дали тва название, которым маленький народец стали потом называть все: «пигмеи», то есть «люди, размером с кулачок». А где-то в XII–XIII веке уже нашей эры на земли тва пришли черные злые великаны, которые прогнали маленьких охотников и собирателей в глухие уголки леса, а сами принялись рубить деревья, ковырять землю, выращивать овощи и пасти скот. Люди эти называли себя «хуту». Тва, конечно, ничего не могли возразить против этого, смирились, попрятались и стали дальше вести свой первобытный образ жизни в гуще джунглей, чем занимаются по сию пору.

Но, возможно, перед этим они основательно прокляли хуту, потому что едва те закрепились и уютно устроились на новом месте, как уже в XVI веке на эту землю пришли племена тутси. Они были гораздо выше и светлее хуту и имели почти европейские черты лица, что неудивительно, так как тутси – потомки в том числе древних египтян и семитов, смешавшихся с местными народами. Кроме того, в отличие от земледельцев хуту, тутси были воинами и еще немножко разводили скот. Но в целом предпочитали жить войной, грабежом и насилием. Так что очень скоро хуту были завоеваны с ног до головы, причем тутси решили никуда из этой славной холмистой местности не уходить. Зачем? И так все очень удобно: хуту выращивают ямс, пасут для тутси коров и при виде тутси почтительно кланяются, а тутси защищают хуту от орд захватчиков, которые как раз активизировались в пробуждавшейся Африке. Кроме того, тутси, как истинные воины, еще безостановочно воевали между собой. Так и получилось, что хуту стал народом крестьян, ремесленников и слуг, а тутси – высшей кастой: воинами и чиновниками. Правда, у хуту тоже были свои племенные царьки, а некоторые хуту становились довольно приличными воинами, но в массе своей дела обстояли именно так, как тут описано.

Браки между тутси и хуту не практиковались поначалу вовсе, хотя смешение кровей разными незаконными способами происходило (достаточно сказать, что сейчас генетические исследования признают нынешних хуту и тутси близкородственными народами). Постепенно на территории тысячи холмов образовались два очень похожих квазигосударства – Руанда и Бурунди, в обоих жили хуту, тутси, ну и бродившие по лесам тва. Надо отметить, что то ли тутси оказались вполне приличными администраторами, то ли хуту очень трудолюбивыми, то ли мягкий здешний климат вкупе с большим количеством рек и озер сыграл свою роль, но Руанда развивалась очень неплохо по центральноафриканским меркам. Здесь появлялись города, имелась какая-никакая экономика (пусть роль денег и исполнял крупный и мелкий скот), и по сравнению со многими соседями Руанду вполне можно было считать очагом африканской цивилизации.

Часть тва до сих пор ведут практически первобытный образ жизни

Нога белого человека

Земля тысячи холмов очень долгое время не допускала к себе белых людей, да они и сами сюда не особо рвались, так как страна лежала далеко от побережья, алмазов тут не было, а местное население не отличалось дружелюбием к незнакомцам. Так что колонизация Руанды произошла лишь в конце XIX века, зато очень быстро: германский кайзер просто получил ее в подарок на Брюссельской конференции в обмен на отказ от претензий на Уганду. Какое бы мнение ни было по этому поводу у царя Руанды – мвами – и у остального населения, считаться с ними собирались не больше, чем некогда хуту посчитались с тва, а тутси – с хуту. Тем более что первая же германская делегация сумела донести до мвами и его советников простую мысль, что уж лучше Германия, чем Бельгия, которая непременно придет на пустое место. А бельгийцы в то время так лихо вышивали по всему африканскому континенту, что практически стали синонимом злых духов. Слухи о их зверских порядках, казнях, карательных операциях и запредельной даже для Африки жестокости были, увы, не сильно преувеличены. Германцы хотя бы соглашались видеть в тутси и хуту пусть «низкоранговых», но все-таки людей, а бельгийцы имели сильные сомнения на этот счет.

Германцы успели превратить Руанду в большую кофейно-банановую плантацию, привели население к кресту, познакомили с деньгами (и тут же объяснили, как все эти деньги нужно отдавать обратно немцам в качестве налогов). А заодно они измерили линейками черепа хуту и тутси и вынесли вердикт: тутси – раса высшая, они длиннее, светлее, больше похожи на немцев, у них черепа более крупные и правильной формы и носы красивее. Поэтому немцы ввели общую перепись населения, на которой каждого человека причислили либо к тутси, либо к хуту, выдав соответствующие бумажки. Только тутси могли занимать многие посты, у них были налоговые и социальные льготы и прочая и прочая. А надо сказать, что именно к этому моменту тутси и хуту уже перестали ощущать себя двумя разными народами, они давно говорили на одном языке, даже позволяли себе межнациональные браки, да и права у тех и других были уже практически равные. И тут раздел произошел по новой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Эндшпиль престолов Эндшпиль престолов

14 апреля стартует финальный сезон «Игры престолов»

Maxim
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Кедры решают все Кедры решают все

О людях, которым белочки в тайге помидорчики выращивают

Maxim
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Лики Вики Лики Вики

До съемки в нашем презренном журнале снизошла богиня «Инстаграма» Вики Одинцова

Maxim
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Идея! Оставлять чаевые Идея! Оставлять чаевые

Учись правильно благодарить тех, кто оказывает тебе услуги

Maxim
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Гигиена Гигиена

Если верить рекламе, человеку следует ходить исключительно в костюме химзащиты

Maxim
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Пенсионеры-герои Пенсионеры-герои

Десять человек, для которых старость стала самым захватывающим периодом жизни!

Maxim
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Исследование: в мозге человека нанопластика хватит на целую пластиковую ложку! Исследование: в мозге человека нанопластика хватит на целую пластиковую ложку!

Какие последствия может иметь для здоровья наличие в мозге нанопластика?

ТехИнсайдер
Зимний гриль Зимний гриль

Закрываем холодный сезон снежным пикником в саду своего загородного дома

Лиза
Дух большой воды Дух большой воды

Почему индейцы боятся «Большой воды» и уходят все глубже в лес?

Вокруг света
Капризная, упрямая… Капризная, упрямая…

Мадмуазель мода и мсье стиль идут по жизни рука об руку

Знание – сила
Берем за пример Берем за пример

6 биографических фильмов, которые замотивируют на успех

Лиза
Один день в долине Маадим Один день в долине Маадим

Рассказ Станислава Романова «Один день в долине Маадим»

Знание – сила
4 простых способа узнать человека по-настоящему 4 простых способа узнать человека по-настоящему

Как узнать человека быстро и без тестов от спецслужб?

Psychologies
Игра цвета Игра цвета

Гармоничный диалог жизни и искусства в проекте квартиры для молодого бизнесмена

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Вероника Долина: Милан Кундера и жест протеста Вероника Долина: Милан Кундера и жест протеста

В память о Милане Кундере, без которого жизнь моя была б иной или ничтожной

Afternoon Seasons of life
Творчество и суждения Творчество и суждения

Как Джонни Депп снял фильм об Амедео Модильяни — и немного о себе

Weekend
Вызов простоты Вызов простоты

Как решение абстрактной задачи угрожает всей экономике?

Вокруг света
Онкопсихология: как специалист может помочь в борьбе с раком Онкопсихология: как специалист может помочь в борьбе с раком

Как онкопсихологи помогают обеспечить комплексный подход к лечению рака

Psychologies
Хорошо там, где нас нет? Хорошо там, где нас нет?

На смену синдрому FOMO пришел FOBI. Почему теперь мы вовсе не хотим вовлекаться?

Grazia
Флиппер, Поппер и Пеппи Длинныйчулок Флиппер, Поппер и Пеппи Длинныйчулок

Непростой сюжет первичного публичного размещения акций

Ведомости
Квазивалютный долг Квазивалютный долг

Экспортеры предъявили спрос на квазивалютный долг

Ведомости
Когда БУМЕР встречает ЗУМЕРА Когда БУМЕР встречает ЗУМЕРА

Почему конфликт поколений — сомнительная теория и какая польза от их объединения

Afternoon Seasons of life
Маленький Ватикан Маленький Ватикан

В этой студии, сделанной дочкой для мамы, рассказана история их общей страсти

Afternoon Seasons of life
Новый виток Новый виток

Стася Милославская о непростых съемках на зимней натуре, северном сиянии и любви

Grazia
Открыть в приложении